XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Дуалистические концепты «любовь» и «смерть» в творчестве К. Кариотакиса

Полина Александровна Мелькаева
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Данный доклад представляет собой исследование дуалистических концептов (по Р. Барту) «любовь» и «смерть» в творчестве Костаса Кариотакиса. В нем приведен анализ  с точки зрения психоаналитического метода, а также рассмотрение их развития в диахронии — от раннего творчества к позднему.

Тезисы

Ключевые слова: новогреческая поэзия; Кариотакис

В данном докладе предлагается рассмотреть развитие концептов «любовь» и «смерть» в творчестве греческого поэта Костаса Кариотакиса на материале отдельных стихотворений как из ранних, так и из поздних сборников. Анализ проводился на основе методологии структурализма с привлечением элементов психоаналитического подхода.
Эрих Фромм в «Анатомии человеческой деструктивности» отметил, что в литературе дух некрофилии впервые проявился в 1909 г. в «Манифесте футуризма» Ф. Т. Маринетти [Фромм, 1994: 28], имея в виду под «духом некрофилии» выражение общей тяги к деструктивному поведению и его романтизацию, соответственно. Зигмунд Фрейд в «По ту сторону принципа удовольствия» пишет про «инстинкт жизни» (Эрос) и «инстинкт смерти» (Танатос), имея в виду два главных дуалистически направленных влечения [Фрейд, 1920: 85]. С начала XX в. «жизнь» утрачивает свое оппозиционное положение в отношении «смерти», ее место занимает Эрос — «любовь».
Костас Кариотакис был лидером греческих молодых поэтов 20-х гг. Это поколение, которое росло в атмосфере патриотического подъема, принесенного Великой Идеей (Μεγάλη Ιδέα), а затем столкнулось с резко наступившим разочарованием, когда началась Первая мировая война. Поздняя поэзия Кариотакиса часто предстает в виде сатиры, направленной на общество и на самого себя: «Λευτεριά, Λευτεριά, θα σ’ αγοράσουν / έμποροι και κονσόρτσια κι εβραίοι» («Свобода, свобода, и тебя купят / торговцы да партнеры и евреи») [Καρυωτάκης, 1992: 157].
Однако на протяжении всего творчества Кариотакиса можно проследить мотивы, которые создают концепт [Барт, 1994] «любви» и вместе с ним концепт «смерти». Руки, разомлевшие от поцелуев, тянутся к смертям («Смерти», 1919), могилы оказываются ложем для новобрачных («Радость», 1921), письма от любимой становятся гробницей («Прочь, сердце мое тоскует», 1927). В творчестве Кариотакиса эти концепты не являются двумя противоборствующими началами. Их противопоставление в конечном итоге носит диалектический характер: если в раннем творчестве любовь могла быть спасительна («Любовь», 1919), то в поздних стихотворениях все чаще два концепта сливаются [Гегель, 1970: 108] и образуют синтетическую связь.

Литература:
Барт Р. Миф сегодня. М., 1994.
Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб., 1997.
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Психология масс и анализ человеческого «Я». Харьков, 1920.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
Καρυωτάκης Κ. Γ. «Τα ποιήματα». Αθήνα, 1992.