XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образ отшельника в «Автоматических стихах» Б. Ю. Поплавского

София Олеговна Куликова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В настоящем докладе выявляются связанные с образом отшельника мотивы, интерпретируемые в контексте художественного мира «Автоматических стихов» Б. Ю. Поплавского. Образ отшельника связан с пограничным положением между жизнью и смертью. Этот образ указывает на «отпадение» человека от неба и «прикованность» к земле, отражает экзистенциальное одиночество человека в мире. Предложенное толкование образа предполагает два пути, по которым может последовать отшельник: отречение от земной жизни или её принятие.

Тезисы

Ключевые слова: русское зарубежье; поэзия Б.Ю. Поплавского; художественный образ

В центре нашего внимания находится малоизученный поэтический сборник «Автоматические стихи» (опубликован посмертно в 1999 г.) Б. Ю. Поплавского. Цель доклада — проанализировать образ отшельника и связанные с ним мотивы, предложить толкование этого образа. Мы предполагаем, что художественный мир сборника организован при помощи слов-символов и оппозиций, которые становятся смысловыми «координатами» текста. В докладе рассматриваются мотивы цепей, книги (книга жизни, черная книга, Евангелие), сна, холода, оппозиции верха / низа (небо, звезда зари — дно, подвал, подземелье), смерти / жизни. Конструируется микросюжет о герое-отшельнике, который наделен следующими атрибутами: всегда находится либо «над», либо «под» (чаще соотносится с пространственным «низом»), прикован цепями ко дну, читает книгу. Отмечается, что отшельника в одном из стихотворений заменяет Христос, в описании которого сохранены характерные для отшельника атрибуты. В некоторых стихотворениях роль отшельника играют «мы» (подчеркнем, что в сборнике практически не представлено лирическое «я»). В большинстве рассмотренных текстов отшельник является единственным актором, которому противопоставляется вертикально выстроенная модель мира, что позволяет говорить о важном для Поплавского мотиве экзистенциального одиночества человека. Для лирики Поплавского характерно понимание действительности как мертвой, холодной, равнодушной, жизнь человека в ней описывается как сон внутри сна. Отшельник находится на границе между сном и реальностью, смертью и жизнью. Мотив цепей указывает на невозможность человека освободиться от оков материального мира. Книга, которую читает герой, несет в себе покой, сон, радость, является «дверью» в другие миры. В сборнике представлено несколько вариантов развития судьбы героя-отшельника: путь отречения (обет молчания, «уход» в Евангелие) или путь принятия земной жизни (в таком случае медиатором между землей и небом выступает искусство). Амбивалентность ценностных координат в поэзии Поплавского не позволяет выступить с однозначной трактовкой образа. Такая динамичность в лирике автора предстает как текучесть жизни, противопоставленная холодной неподвижности смерти.