XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Финальные куплеты в русской сказочной опере XVIII в.: структура и типология

Алина Витальевна Шиян
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Русская сказочная опера XVIII в. предполагает наличие обязательных структурных составляющих. Одной из таких составляющих являются финальные куплеты. Практически обязательное присутствие данного элемента констатировалось исследователями, однако особенности композиции «финального водевиля» оставались за пределами интересов литературоведов. В настоящем докладе предпринимается попытка системного анализа финальных оперных куплетов в группе комических опер со сказочным сюжетом и предлагаются варианты их классификации.

Тезисы

Ключевые слова: XVIII в.; комическая опера; opéra féerie; финальные куплеты; эпоха Просвещения

В рамках русского музыкального театра второй половины XVIII в. выделяется группа оперных постановок со сказочным сюжетом, в большей или меньшей степени тяготеющих к жанру комической оперы. Данная группа опер оказывалась на периферии интереса исследователей истории русского театра в силу разных исторических причин. Между тем, поэтика русских опер-сказок XVIII столетия оказывается довольно показательной для своего времени и своего же жанра. В настоящем докладе речь пойдёт об обязательном композиционном элементе русской opéra féerie — финальных песенных куплетах. Наличие финальных куплетов в русской «легкой» опере постулировалось учёными, однако особенности их построения ранее не оказывались в центре исследовательского внимания.
В докладе рассматриваются специфика и варианты структуры финальных оперных куплетов на примере текстов русских сказочных опер XVIII в., предлагается вариант типологии данных элементов постановок и доказывается их значимость и характерность для своей эпохи в целом как времени расцвета идеологии Просвещения.
Основные положения:
1) Финальные песенные куплеты являются обязательным структурным компонентом русской оперы-сказки второй половины XVIII в., а возможно, и шире — любой русской музыкальной постановки данной эпохи, тяготеющей к «комическому» полюсу русской оперы или даже «легкой» оперы вообще;
2) В финальных куплетах опер со сказочным сюжетом практически непременно проговаривается главный нравственный или идеологический вывод, который должны сделать зрители из всей пьесы;
3) Финальные куплеты могли структурно довольно сильно различаться. Чаще всего использовался «классический» вариант: чередование куплетов, исполняемых персонажами, и припева, который поёт хор либо все присутствующие на сцене. Однако могли быть и другие варианты;
4) Финальные оперные куплеты по своей тематике можно разделить на: любовные, нравоучительные и восхваляющие монарха / иного благодетеля. В чистом виде куплеты того или иного типа встречаются редко, чаще всего мы можем видеть контаминации тематических блоков;
5) Финальные куплеты опер императрицы Екатерины II довольно существенно отличаются от финальных куплетов других опер-сказок по своей композиции и отсутствию открыто выраженных нравоучительных и хвалебных элементов.