XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Генерал-майор Трепов руку приложил»: как политический текст становится сатирой

Наталия Александровна Менкина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен описанию способов превращения политического текста в сатирическое высказывание на примере журнала Н. Г. Шебуева «Пулемет» и Высочайшего манифеста от 17 октября 1905 г. Демонстрируется масштаб влияния прессы на общество через конфликт с властью, прослеживается взаимодействие государства и политической сатиры.


Тезисы

Ключевые слова: политическая сатира; сатирическая пресса; политический текст; сатира

События Первой русской революции 1905 г. — расстрел демонстрации рабочих, массовые волнения, погромы, всероссийская стачка — способствовали стремительному разви­тию общественно-политической дискуссии. Высочайший манифест от 17 октября 1905 г. провозглашал и предоставлял политические права и свободы, где среди прочих была свобода слова, что привело к росту числа газет и журналов политической сатиры.
В их числе был журнал Н. Г. Шебуева «Пулемет», ставший популярным благодаря карикатуре на Высочайший манифест. На последней странице первого номера был напечатан текст манифеста, поверх которого красной краской нанесен отпечаток ладони и подпись «К сему листу Свиты Его Величества Генерал-майор Трепов руку приложил».
Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Д. Ф. Трепов воспринимался либеральной прослойкой населения как жестокий подавитель прав и свобод. Он прославился распространенным в период Всероссийской стачки распоряжением, в котором призывал войска и полицию в случае сопротивления «холостых залпов не давать и патронов не жалеть». Вырезанная из контекста фраза была подхвачена революционной пропагандой и стала примером силовой реакции со стороны властей.
Большая часть гражданского общества восприняла манифест как победу революции, однако для политически активного населения стало понятно, что государственные деятели не собираются исполнять обнародованные реформы.
След кровавой руки на тексте манифеста выступает в качестве психологического приема, который на подсознательном уровне ассоциируется с опасностью и агрессией. Отпечатав на тексте документа руку красным цветом, Шебуев напоминал обществу о насилии со стороны государства, тем самым разрушая едва устоявшийся консенсус власти и общества. Карикатура выражает позицию радикального меньшинства, призывавшего не соглашаться на полумеры и про­должать борьбу с монархией. Успех «Пулемета» среди широкого круга читателей свидетельствовал не столько о возросшем искусстве сатириков, сколько о небывалом падении престижа власти.
В докладе рассматривается сатирический прием, который кардинально изменил трактовку официального документа, сформировав негативное отношение к политике правящей власти. Цель работы — проследить взаимодействие текста и политического контекста. Материалом для исследования послужил журнал Н. Г. Шебуева «Пулемет», в качестве источников были использованы монографии В. Ю. Жукова [Жуков, 2019] и В. Ф. Боцяновского и Э. Ф. Голлербаха [Боцяновский, Голлербах, 1925], а также воспоминания Н. Г. Шебуева.   

Литература:
Жуков В. Ю. Н. Г. Шебуев и его журнал «Пулемет»: К истории сатирической журналистики 1905—1907 годов. СПб., 2019.
Боцяновский В. Ф., Голлербах Э. Ф. Русская сатира первой революции. 1905—1906. Л., 1925.
Шебуев Н. Г. Дело о его рабочем величестве пролетарии всероссийском: Воспоминания о «Пулемёте», «днях свободы», «случайно случившейся амнистии», «гапониаде» и прочих вещах в кавычках. М., 1931.