LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

«Мейстер Минд» Н.В. Кукольника: специфика образа несчастного художника

Саша Чеппаруло
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2023-03-16
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе проанализирована специфика образа художника в драматической фантазии «Мейстер Минд» Н.В. Кукольника. В отличие от других произведений писателя такого рода, судьба главного героя предопределена его физическим уродством, что и обусловливает специфику созданного автором образа.

The report analyzes the specifics of the artist's image in the dramatic fantasy "Meister Mind" by N.V. Kukolnik. Unlike other works of the writer of this kind, the fate of the main character is predetermined by his physical deformity, which determines the specifics of the image created by the author.

Ключевые слова: Н.В. Кукольника; художник; главный герой; несчастье.
eywords: N.V. Kukol'nik; the artist; the main character; misfortune.  

Тезисы

Драматические фантазии Кукольника, посвященные людям искусства, были популярны в 30-х и 40-х годах XIX в. Большинство из них входят в так называемый итальянский цикл: интермедия-фантазия «Тартини» (1833), «Торквато Тассо» (1833), «Джакобо Санназар» (1834), «Джулио Мости» (1836), «Доменикино» (1838) и пролог из большой фантазии «Пиетро Аретино» (1842). Из драматических сочинений писателя, связанных с темой искусства и художника, вне итальянского цикла остаются только «драматическая фантазия в пяти актах, с эпилогом, в прозе Иоанн Антон Лейзевиц» (1837), драматическая фантазия в прозе «Мейстер Минд» (1839) и монолог из драматической фантазии «Эрнст Миннезингер» (1840). «Мейстер Минд, или Кошачий Рафаэль» (1839) — неоконченная пьеса Кукольника, автограф которой хранится в Пушкинском Доме. Поскольку пьеса считалась неопубликованной, до сих пор никто из исследователей не обращал на нее внимание. Однако в действительности «Мейстер Минд» был напечатан в журнале «Дневник русского актера» за 1886 г. «Мейстер Минд» — это единственный случай в драматических фантазиях Кукольника, когда специфика образа главного героя определена его физическими уродствами, препятствующими нормальной жизни. Именно они влияют и на творчество центрального персонажа. Редакторы первого и единственного издания 1886 г. отметили своеобразие пьесы: «Произведение это, помимо своих литературных достоинств, интересно своей оригинальной идей. До сих пор оно еще нигде не было напечатано. Очень жаль, что оно недоделано и представляет собой только лишь мастерские наброски» [Кукольник Н. В.: Мейстер Минд или Кошачий Рафаэль. Неоконченная драматическая фантазия // Дневник русского актера.1886. №1 (март). Отд. 1. С. 11]. Действительно, Мейстер Минд представляет собой необыкновенную разработку характеризующих образ протагонистов драматических фантазий писателя черт. В примечании к пьесе Кукольник приводит краткую биографию героя, уточняя, что из-за своего физического уродства он ни с кем не общался и не встречался  жил с животными и как животное, то есть отдаленно от человеческого сообщества. В «Мейстере Минде» разрабатываются все характерные для драматических фантазий автора темы: слава художника, его несчастная любовь, конфликт с обществом. В отличие от центральных персонажей других произведений, Мейстер Минд постоянно мечтает не о славе, а просто желает о доступном обычным людям образе жизни: возможности общаться с людьми без страха и стеснений, завести семью и т. д. То, что его терзает — это обусловленные физическим уродствам проблемы. Мейстера Минда называют Кошачьим Рафаэлем, так как он рисовал, прежде всего, животных, в большинстве случаев котов и медведей. Герой и живет с животными, которых он изображает. Животные представлены антропоморфизированным образом: они понимают то, что им говорят, делают покупки, ходят в гости. Минд, понимая реакции животных на свои слова, им отвечает и таким образом они общаются. Реакции животных иногда даже заставляют главного героя задуматься о своем поведении или мыслях. Минда понимают только те животные, которых он рисует: только с ними он полностью откровенен. Торквато Тассо, например, живет во дворце Феррары и ежедневно контактирует с представителями придворного общества  он с ними общается, обсуждает свои произведения. Мейстер Минд лишен и этого базового уровня человеческой жизни, следовательно, обычный для фантазий писателя конфликт с чуждым обществом сменяется в конфликт с человечеством в целом. Дом Минда — единственное надежное укрытие от мира и людей, только здесь ему хорошо. В пьесах Кукольника художник обычно отчужден от мира из-за своего таланта или зависти недоброжелателей. В «Минде» раздражение, вспыльчивость, замкнутость, обидчивость главного героя являются только следствием несчастий, причиненных его уродством. С одной стороны, Минду дано быть великим и с самого начала признанным художником, но, с другой, бедным и полностью одиноким. Физическая немощь или сумасшествие свойственны протагонистам некоторых других пьес автора. Но, например, безумие Тассо является следствием его гениальности и заговоров против него. В «Минде» же физическое уродство присуще герою изначально и несмотря на то, что оно придает судьбе художника трагизм, никакой «грандиозности» этой фигуре оно не добавляет. Тем не менее, это свойство мотивирует особенности его полотен. Минд рисует только животных, отказывается писать портреты людей, так как он ни с кем не хочет встречаться. Значит, в «Минде» жизнь и творчество художника глубоко взаимосвязаны.
Литература:   
Кукольник Н.В.: Мейстер Минд или Кошачий Рафаэль. Неоконченная драматическая фантазия // Дневник русского актера.1886. №1 (март). Отд. 1. С. 11.