LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

"Диагностика интеллектуальной одаренности детей как инструмент объективной оценки достижений учащихся. Diagnostics of intellectual giftedness of children as a tool for an objective assessment of students' achievements"

Татьяна Валерьевна Сказочкина
Докладчик
преподаватель
Академическая гимназия СПбГУ

2-у
2023-03-18
18:00 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

Интеллектуально-одаренные дети, диагностика, контроль, обучение, предметные области, тестирование.Создание системы контроля и управления качеством предметной компетенции при обучении одаренных школьников с помощью тестовых технологий актуально на сегодняшний день. Речь идёт о процессе обучения и контроля одаренных детей, диагностике интеллектуально-конкурсной компетенции и её развитии. Тестирование этой компетенции осуществляется в рамках программы подготовки к наукоемким профессиям. 
Creation of quality control and management system of subject-oriented competence in teaching gifted schoolchildren via testing technologies is relevant today. We are talking about the process of teaching gifted children, diagnosis of intellectual and competitive competence and its development. Testing of this competence is carried out within the framework of training program for academically bound professions. Intellectually gifted children, diagnostics, control, training, subject-oriented areas, test.

Тезисы

Подход к вопросам развития, обучения и реализации возможностей, одаренных и талантливых детей во многом определяет состояние науки, экономики и культуры страны в следующем поколении. Вопросы: кто такие одаренные и талантливые дети, как их обучать и как реализовать их потенциал, — являются ключевыми проблемами образования в современных развитых странах [Сказочкин, Игнатов 2015]. Актуальность исследования определяют следующие факторы: существует необходимость в теоретическом обосновании педагогических и дидактических принципов при создании системы контроля и управления качеством предметной компетенции в процессе обучения и подготовки одаренных школьников с помощью тестовых технологий. Данная подготовка ведется по различным дисциплинарным направлениям, непосредственно связанными с определенными наукоемкими профессионально-ориентированными областями и будущими профессиями. Когда речь идёт о процессе обучения и контроля интеллектуально-одаренных детей, то мы говорим об интеллектуально-конкурсной компетенции, её диагностике, формировании и развитии. А непосредственно тестирование этой компетенции включает в себя субтесты в общей системе контроля обучающихся в рамках программы подготовки будущих специалистов в различных наукоемких профессионально-ориентированных областях, а также в области коммуникации [Креер, Сказочкина, Сказочкин 2021: 42–60]. Таким образом, актуальность исследования определяют следующие факторы: 1) недостаточная разработанность в отечественной педагогике и методике теоретических вопросов диагностики и контроля интеллектуально-одаренных школьников СУНЦ в рамках программы подготовки наукоёмких профессий; 2) недооценивание значимости диагностики общей коммуникативной компетенции как объекта контроля наряду с интеллектуально-конкурсной компетенцией; 2) необходимость поиска новых коммуникативных и интеллектуально-творческих приемов тестовых технологий контроля интелектуально-конкурсной компетенции школьников в процессе подготовки будущих специалистов в определенных предметных областях; 3) необходимость снабжения преподавателей методическим инструментарием, а именно, тестовыми технологиями диагностики и контроля в курсе обучения интеллектуально-одаренных школьников как будущих специалистов наукоемких профессий. Для организации системы поиска, поддержки и обучения одаренных детей необходимо понять, по каким критериям определять одаренность, сколько их и каким образом можно реализовать способности этих детей. Такой подход позволяет оценить финансовые и людские ресурсы, требуемые для реализации программы обучения одаренных детей. Наше исследование базируется на анализе подходов к выявлению, диагностике и обучению одаренных детей в России, странах Евросоюза, США, экономически развитых и интенсивно развивающиеся странах Азии,  и странах постсоветского пространства [Пивоваров, Зеленин 2011: 61]. Важно отметить, что непосредственно в образовательной среде оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей в различных предметных областях необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Таким образом, система диагностики является не только инструментом контроля и оценки, но и мотивации и обучения. Существуют разные оценки количества одаренных школьников. По России это значение варьируется в очень широких пределах. Оценка дается, как в рамках педагогической практики, так и работы психологов, которые дают оценку, исходя из закона нормального распределения, а это 15–20%, 7% — официальная точка зрения и 5% — оценка по данным PISA (Programme for International Students Assessment). В статье мы также рассматриваем «Рабочую концепцию одаренности», которая является официальным документом в системе российского образования и разработана как федеральная целевая программа «Одаренные дети». В этом документе говорится о том, что с одной стороны, анализ одаренности обучаемых осуществляется со стороны педагогов и психологов [Богоявленская 2003]. С другой стороны, важно отметить, что само педагогическое мастерство оценивается по шкале одаренности, принимая во внимания критерии выявления, методы обучения и принципы и подходы при составлении программ и тестов. В заключении следует отметить, что поиск, отбор и обучение одаренных школьников в рамках всей страны — это государственная задача, но решение этой задачи на государственном уровне ни в коей мере не должно препятствовать созданию и совершенствованию механизмов развития способностей, раскрытию одаренности и таланта в рамках школы, города, региона. Таким образом, данное исследование связано с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Речь идет о модернизации образования и программы подготовки кадров для развития государства и эффективного международного сотрудничества.
Литература:
1. Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор). Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с. 95.
2. Креер М. Я., Сказочкина Т.В., Сказочкин А.В. Методологическая карта как новый элемент диагностики системы подготовки кадров для современной экономики // Журнал "Управление наукой: теория и практика" (Том 3, №3, III квартал 2021 г.)
3. Пивоваров С.С., Зеленин С.П., О создании общероссийской системы работы с инnеллектуально-одаренными детьми // Материалы всеросс. научно-практической конференции «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие», 20–21 мая 2013 года, СПб. C.61–67.
4. Сказочкин А.В., Игнатов И.И. Организационные формы зарубежного инновационного образования: тенденции, методы, практика // Калуга: Эйдос, 2015. 180 с.