LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Методика применения задачного подхода в общепрофессиональной подготовке будущих экономистов / Methodology for applying the task approach in the general professional training of future economists

Людмила Сергеевна Маслова
Докладчик
преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

4-у
2023-03-14
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Key words: general professional training; task approach
Аннотация: Рассматривается использование задачного подхода в общепрофессиональной подготовке экономистов в вузе, на примере иноязычной подготовки, посредством ориентации на общепрофессиональные задачи экономистов по планированию, расчёту, анализу, синтезу, управлению (обоснование эффективности решения, коммуникация) и оценивания продуктов решения учебно-профессиональных задач (доклада, статьи, бизнес-плана). Предложенные критерии будут способствовать обогащению теории оценивания в профессиональном образовании.
Abstract: The use of the task-based approach in general professional training of economists at a university is considered. It is illustrated with the example of foreign language training by focusing on the general professional tasks for economists in planning, calculation, analysis, synthesis, management (justification of the effectiveness of the solution, communication).

Тезисы

Понятие общепрофессиональной подготовки:
Общепрофессиональная подготовка понимается как подготовка к решению основных групп задач профессиональной деятельности. Осуществляется в логике развития базовой компетентности (В.П. Тимофеев). 
В рамках совершенствования общепрофессиональной подготовки различных специалистов имеется ряд исследований зарубежных и отечественных авторов: S. Allgood and, A. Bayer, W.E. Becker, M. Watts, H. Kasper, M. Rao, Т.Л. Камоза, Н.А. Лукоянова, С.В. Ривкина, Е.И. Семушина, В.П. Тимофеев и др.
Сущность задачного подхода:  
В нашем исследовании задачный подход в общепрофессиональной подготовке мы понимаем как специально организованную, правильно и систематически осуществляемую подготовку к решению разнообразных учебно-профессиональных задач.
Одним из основных принципов организации общепрофессиональной подготовки в вузе является принцип интеграции содержания дисциплин профильной подготовки, дисциплин и практик, ориентированных на формирование общепрофессиональных компетенций, в частности, профильной и иноязычной подготовки.
Структура учебно-профессиональной задачи и методика оценивания ее решения (на примере написания статьи, бизнес плана, доклада (презентации) на иностранном языке): Общепрофессиональные задачи экономистов, а именно задачи на расчет, планирование, анализ, управление (обоснование эффективности решения, коммуникация) согласуются с общепрофессиональными компетенциями, которые представлены в работах S. Allgood and, A. Bayer, в  ОПК ФГОС ВО 3++, являются базовыми для различных видов подготовки будущих экономистов. (S.Allgood and, A.Bayer -общепрофессиональные компетенции экономистов: К1: the ability to apply the scientific process to economic phenomena; К2:the ability to analyse and evaluate behaviour and outcomes using economic concepts and models; К3: the ability to use quantitative approaches in economics; К4: the ability to think critically about economic methods and their application; К5: the ability to communicate economic ideas in diverse collaborations). Учебно-профессиональная задача является системообразующим элементом  построения учебно-методического обеспечения общепрофессиональной подготовки, определяет этапность учебной деятельности студентов, служит инструментом оценивания результатов подготовки. При этом подготовка студентов к решению учебно-профессиональных задач должна осуществляться путем рассмотрения различных контекстов с учетом потенциала дисциплин общепрофессиональной подготовки в осуществлении заданного вида деятельности. Структура учебно-профессиональной задачи
1. Обобщённая формулировка задачи (например, в рамках аналитической деятельности — написание статьи, отчёта, доклада; в рамках расчётно- экономической деятельности — написание бизнес-плана, описание трендов ) 2. Ключевое задание (Компетентностно-ориентированное задание) — задание с конкретными условиями.
3. Контексты решения задачи.
лингвокультурологические контексты, связанные с изменением видения будущим экономистом ситуации, приобщением к картине мира зарубежного специалиста по экономике, в связи с чем, возникает необходимость переноса, дополнения, трансформации имеющихся знаний и умений для решения задач в новой ситуации - на иностранном языке; 
контексты на уровне хозяйствующих субъектов, обусловленные, например, рассмотрением финансовой ситуации компании с различных позиций: с позиции собственника (акционера), финансового директора, директора по маркетингу и др.; обусловленные сферой деятельности (бизнес-плана отеля, предприятия и др.);
контексты, возникающие по линии использования новых ресурсов (зарубежные источники информации, электронные корпусные словари, и др.).
4. Задания (компетентностно-ориентированные), которые приведут к результату («продукту») деятельности (например, задания на работу с текстами и различными видами информации в них: содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной, содержательно-подтекстовой (И.Р. Гальперин); задания на умение анализировать и интерпретировать документы финансовой отчётности (бухгалтерский баланс и др.), используя определения терминов на английском языке, направленные на формирование системообразующей основополагающей общепрофессиональной компетенции будущего экономиста: способности анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчётности предприятий.
5. Оценка результатов решения учебно-профессиональной задачи-«продукта» деятельности. Решение учебно  профессиональных задач нацелено на создание иноязычных продуктов (бизнес-плана, презентации, статьи), что соотносится с современным продуктивным подходом (А.В. Рубцова, Ю.В. Еремин), который разработан в методике преподавания иностранных языков.
Методика оценки результатов решения учебно-профессиональной задачи: Критерии оценки текстового «продукта» решения учебно-профессиональной задачи:
1. Содержательная и стилевая адекватность. Связь с будущей профессиональной деятельностью в виде ориентации на цели и ценности профессиональной деятельности экономиста при разработке решения УПЗ Использование при решении УПЗ теоретических знаний экономических дисциплин на иностранном языке, соответствующих контексту решения задачи, адекватных целям профессиональной деятельности экономистов, технологий, методов, средств, приемов решения задачи.
2. Использование аналитико-синтетических и оценочных операций. Аргументированность выводов, логичность, структурированность, выраженность личностной позиции. Эффективное использование аналитико-синтетических и оценочных операций: сравнения, детализации, обобщения, оценки.
3. Лексика. Правильность использования терминологического аппарата, разнообразной лексики. Для обогащения речи используется прием перефразирования.
4. Грамматика. Правильность использования простых и сложных речевых конструкций, различных средств логической связи.