LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Август Стриндберг. Пьесы для «Интимного театра» (1907–1911) как особый тип интеллектуальной драмы

Irina Leonidovna Danilova
Докладчик
преподаватель
The languages Centre in Gothenburg Sweden

204 онлайн
2023-03-18
14:00 - 14:25

Ключевые слова, аннотация

А. Стриндберг; развитие театра в Швеции; Интимный театр; вариативность архитектоники пьес; интертекстуальность.

Тезисы

В пьесах 1907 г., написанных специально для репертуара «Интимного театра», среди них «Соната призраков», «Ненастье», «Выжженная земля» и «Пеликан», происходят качественные изменения архитектоники пьес. Реальность на наших глазах заменяется символическими и фантастическими образами, похожими на образы современных фильмов ужасов. На первый план выдвинуты мистические мотивы, разрушающие гармонию реальности, они и формируют образный строй пьес Стриндберга. Главным принципом развития действия становится «дьявольская игра».
Пьесы, написанные для «Интимного театра», автор назвал «Камерными пьесами», под этим названием они изданы в собрании сочинений Стриндберга. Структура этих пьес отличается от структуры исторических драм. Прежде всего, камерные пьесы очень лаконичны. Хотя каждая из них состоит из 3–4 картин, действие опирается на одну коллизию и выражает одну идею. Строго соблюден принцип единства времени и места, количество действующих лиц не превышает 10 человек.
Своеобразной особенностью стиля является звучание обыденной, разговорной речи, которая разительно отличалась от литературного языка. Поэтому появляется впечатление, что театр впустил на сцену людей из узнаваемой повседневной реальности и повествует об их жизни, но это впечатление обманчиво. Перед зрителями на сцене появляются не реальные, живые персонажи, а воспоминания о них. Поэтому действующие на сцене фигуры более всего напоминают героев современных комиксов, нарисованных и оживших по воле автора. Они созданы для иллюстрации авторской мысли, как правило обращенной в прошлое, к воспоминаниям о детстве, к размышлениям о родителях и других членах семьи, о друзьях детства и юности, о несбывшихся мечтах, о конфликтах и нежелании людей услышать и понять друг друга.
Стриндберг создает атмосферу грусти и разочарования, тревоги и ожидания катастрофы, используя звуки штормового ветра в «Ненастье», изображение на сцене сгоревшего дома в «Пепелище», чередование тишины и музыки в «Сонате призраков», чередование тишины и крика в пьесе «Пеликан». Атмосфера, создаваемая цветовыми и звуковыми эффектами, в каждой пьесе особая, она сама является действующим лицом и направляет зрительское (читательское) восприятие, как бы втягивая воспринимающего в действие пьесы.
Таким образом, в камерных пьесах складываются особые принципы внутренней драматургической структуры, управляющие внешними средствами воздействия и создающие возможности диалога-переосмысления их философского содержания: 
  1. Совмещение в художественном времени и пространстве абсолютно конкретного и абсолютно обобщенного принципов, что позволяет понимать драму как конкретное проявление вечного;
  2. Воплощение принципиально неразрешимых конфликтов;
  3. Соединение в одном характере (душе) главного персонажа максимально возможного количества противоречий, чтобы показать реальную сложность жизни души;
  4. Окружение главного персонажа более простыми (вспомогательными) фигурами, специальное создание ситуаций, раскрывающих сложность героя;
  5. Использование речи персонажей для создания эффекта единства действия и способа переживания этого действия. Утверждение в драме принципа музыкального, мелодического развития действия.
Как уже было отмечено, возможности диалога с читателем или зрителем были заложены в самих текстах пьес. Предполагаемый диалог основан на особой интертекстуальности: на связи символических образов с предыдущими произведениями Стриндберга и с нравственными проблемами, поставленными им, уже известными читающей публике и театральным деятелям. Следовательно, драматург ожидал дискуссии и переосмысления, он стремился взорвать общественное мнение, предлагая новую форму пьес и особую форму «интимного» театра, на сцене которого они прозвучали.
Итак, Стриндберг создал жанр интеллектуальной полифункциональной драмы – жанр миниатюры, позволяющей переходить от реалистического изображения к гротеску, а также способной трансформироваться при постановке в другие эстетические системы (например, в символическую драму, драму абсурда). Однако в то время, когда камерные пьесы были написаны и впервые представлены на сцене «Интимного театра» в Стокгольме, ни театральная общественность, ни публика не были готовы к их интерпретации. Камерные пьесы оказались «посланием в будущее».
Драматургию, написанную Стриндбергом для камерной сцены, в наши дни играют актеры, верные духу творчества великого драматурга. Руководитель театра Туре Рангстрём, принял вызов и продолжил эксперимент великого драматурга. «По-прежнему существует магия Интимного театра. Я иногда задумываюсь о том, что это значит. Есть потребность исследовать его пьесы в свете дня сегодняшнего. Стриндберг говорил: «Стол и два стула — вот идеал». Вероятно, он имел в виду, что простота и понятность могут быть основой драмы. На самом деле, Интимный театр есть невозможность. Маленький театр не способен выжить экономически. Но наши лучшие минуты мы проживаем тогда, когда играем Стриндберга»,  читаем мы в его брошюре о работе «Интимного театра Стриндберга».
Тексты камерных пьес, благодаря своей лаконичности и выразительности, активно используемые радио и телевидением, идеально подходят для экспериментальных форм современного иммерсивного театра, для онлайн-трансляций и дигитальных постановок.