LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

К проблеме «вечных образов» в поэтике И.С. Тургенева: «Степной король Лир»

цзинцзин Хао
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн 188
2023-03-17
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Аннотация: В докладе рассматривается роль «вечных образов» в творчестве Тургенева, выявляется внутренняя связь между его историософией и его обращением к «вечным образам». Анализируются аспекты, привлекшие русского писателя к сюжетам и образам английской пьесы «Король Лир» в конце 1860-х гг. в автобиографическом и русском историко-социальном контексте. Устанавливаются некоторые особенности интерпретации Тургеневым шекспировского образа на собственном национальном материале, раскрывается в характере главного героя повести соотношение национального и универсального.
Ключевые слова: вечный образ; И.С. Тургенев; У. Шекспир; «Степной Король Лир»

Тезисы

БЕЗ ПУБЛИКАЦИИ - НЕДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗНАКОВ

«Вечные образы» являются неотъемлемой частью любой национальной литературы. Они вновь и вновь воплощаются в творчестве разных писателей и поэтов. Произведения И.С. Тургенева также не являются исключением. C поэм, написанных в первой половине 1840-х гг. до поздних повестей 1860-1870-х гг., диалог с мировой классикой сопровождал русского писателя на протяжении почти всего его творческого пути (в первой тургеневской поэме «Параша» (1843) уже появляются отсылки к сюжетам Дон-Жуана и реминисценции из «Фауста» Гете, которые намекают на «вечный» сюжет пробуждения любви). Использование «вечных образов» в своих произведениях даёт ему возможности объединить в своих героях универсальное и национальное. В тургеневском случае под «вечными образами» мы будем понимать ключевые образы европейской литературы, которые аккумулируют проблемы становления современного человека (например, Гамлет, Дон Жуан, Дон Кихот, Вертер, король Лир, Фауст, Мефистофель).
Многократное обращение Тургенева к «вечным образам» в значительной степени связано с его собственной историософией. Именно его концепция соотношения повторения и движения истории стала философской основой поиска писателем решения актуальных проблем современности в соотнесении своих персонажей с «вечными образами» мировой литературы. Среди числа произведений Тургенева, в которых реализуется диалог с европейской классикой, особое место занимает повесть «Степной король Лир» (1870), в заглавии которой уже отмечается отсылка к шекспировской трагедии. То, что привлекло писателя к сюжетам и образам «Короля Лира» в конце 1860-х годов, определяется следующем: во-первых, трагический образ несчастного короля воплощался в русской литературе не только в произведении Тургенева, но и в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся» (1850), а также в книге Н.Н. Златовратского «Деревенский Король Лир» (1880). Общим важным моментом в создании этих произведений, в которых проявляются шекспировские аллюзии, является патриархальный социально-экономический строй, характерный для русского общества XIX в., именно на фоне которого раскрывается сюжет английской драмы. Во-вторых, конфликт между отцами и детьми универсален по сути своей и актуален в любом обществе, особенно, «в переходные между формациями периоды, когда старые ценности вступают в конфликт с новыми» [Банерджи 2016: 302].
Соотношение повести Тургенева с пьесой английского драматурга привлекло к себе внимание современников сразу после её публикации. Основываясь на художественном опыте Шекспира, Тургенев создал своеобразную драму “русского Лира” на собственном национальном материале. Работая над повестью, он писал Анненкову: “...погружаюсь с головою в волны давно мною уже покинутой русской жизни. Ничего: иные грязны, а все-таки я доволен” [Тургенев 1982: 204]. Погружаясь в воспоминания о прошлой, привычной ему русской жизни, писатель обнаруживал тёмное и позитивное начало в самом национальном типе с помощью шекспировской образности, уделяя особое внимание психологии личности и изменениям в её духовном мире, обусловленным переходным состоянием русской общественно-политической и повседневной жизни, и стремился через это глубже постичь современность. Для писателя было важно не сюжетная близость к «Королю Лиру», а то, что в этом «вечном образе» обнаруживаются коренные свойства человеческой природы, которые нашли самобытное, иногда даже искажённое воплощение в русском степном помещике и характеризуют некоторые существенные особенности нации. И всё это позволяет говорить о психологической сложности главного героя, о его властности, чувстве человеческого достоинства, его иррациональности и стихийности, раскрытие которой связано, с одной стороны, с рефлексией над национальным, а с другой, с лировской ситуацией, приобретающей всечеловеческий смысл.
Литература:
1. Банерджи Р. «Король Лир» У. Шекспира: переосмысление сюжета и вечных образов в русском и индийском литературном пространстве XIX века // Знание. Понимание. Умение. 
— 2016. — № 3.  С. 293–305.
2. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Письма : в 18 т. М. : Наука, 1982 (издание продолжается).