LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Визуализация как художественный прием в творчестве Дмитрия Данилова

Алина Вадимовна Пименова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

204
2023-03-20
18:25 - 18:50

Ключевые слова, аннотация

визуальная метафора; «Человек из Подольска» (2016); «Серёжа очень тупой» (2017); «Описание города» (2012); «Саша, привет!» (2021)

Тезисы

В предисловии к книге Дмитрия Данилова «Дом десять» литературный критик Данила Давыдов писал: «Подозреваю, что такую инертную с виду, сугубо эмпирическую прозу, воздействующую на читателя чем-то неуловимым, мечтали писать очень многие», в ней обнаруживается «абсолютная интимность, значимость, осмысленность каждой мелочи» [Давыдов 2006 URL: http://www.litkarta.ru/dossier/davydov-o-danilove/]. Чем же обусловлено «неуловимое» воздействие прозы Данилова на читателя? И за счет каких художественных приемов автор вводит читателя в мир своего творчества, «захватывая» его внимание?
Творчество Дмитрия Данилова рассматривалось в критических и научных статьях, главным образом посвященных анализу художественной функции слова в текстах писателя, изучению языкового сознания героев, анализу абсурда и т. д. Между тем, проза Данилова как драматурга отличается наличием в ней «изобразительного ряда» и может быть исследована с точки зрения роли и функции в ней такого художественного приема как визуализация, который в драматических текстах (пьесах), предназначенных для театральных постановок, является одним из ключевых элементов.
Феномен визуального восприятия в драме (пьеса как «визуальное путешествие») хорошо изучен в работах О.В. Семеницкой, А.В, Синицкой [Семеницкая, Синицкая 2016], Н.П. Малютиной [Малютина 2021] и др. В творчестве Дмитрия Данилова художественный прием визуализации обнаруживается как в драматических, так и в прозаических текстах, анализ которых позволяет сделать выводы о существовании авторской стратегии при выборе визуальных приемов и форм, участвующих в формировании смыслов. Поэтому целью настоящей работы является анализ и систематизация визуальных приемов, используемых Даниловым, через установление их роли и функции в структуре художественных нарративов.
В качестве материала исследования выбраны две пьесы Данилова — «Человек из Подольска» (2016) и «Серёжа очень тупой» (2017), а также романы — «Описание города» (2012) и «Саша, привет!» (2021).
В результате исследования обнаруживается, что в творчестве Данилова визуализация работает на разных уровнях восприятия текста: уровень непосредственного восприятия (сюжет, герои, эмоциональная компонента и т. п.), уровень «переживания» (эмоциональное состояние, возникающее у читателя / зрителя в процессе восприятия) и уровень рефлексии над текстом (осмысление, соотнесение с собственным опытом). Поэтому визуализация как художественный прием в творчества Данилова может рассматривается с позиции анализа отдельных компонентов текста: визуализация сознания / метасознания героев (психологические состояния, эмоции, чувства, мысли, языковые особенности речи и т. п.), визуализация пространства и времени (действительный / иллюзорный мир; мир, моделируемый сознанием героя / автора / читателя (феномен «сотворения»)), визуализация композиции и структуры художественного текста (сценарий пьесы / фильма, монтаж), визуализация через изображение (рисунок в тексте, фотоизображение).
Благодаря приему визуализации Данилову удается представить полимерное пространство, в котором существует человек XXI в. Несмотря на разнородный характер художественного приема, определяемый в соответствии с уровнями перцепции текста, в произведениях Данилова не происходит утраты целостного восприятия, текст не распадается на множество элементов, а предстает как единое целое. Такой эффект во многом определяется тем, что ключевой визуальной метафорой творчества Данилова оказывается акт чтения через кинематографическую линзу, объединяющую воспринимаемые элементы, гештальты в единую картину мира, в которой читатель становится полноправным соавтором/сорежиссером рождающегося в творческом акте взаимодействия текста («человек с киноаппаратом»).

Список литературы:
1. Малютина Н.П. Прием визуального восприятия в пьесах Александра Строганова // Сибирский филологический журнал. — 2021. — № 3. — С. 113–124.
2. Семеницкая О.В., Синицкая А.В. Ревизия «слепого пятна»: проблема визуальности в новейшей драме // Новейшая драма рубежа XX–XXI веков: предварительные итоги. — Самара: Изд-во Самар. гос. ун-та, 2016. — С. 126–142.
3. Ханзен-Лёве О. Интермедиальность в русской культуре. От символизма к авангарду. — М.: РГГУ, 2016. — 450 с.
4. Давыдов 2006. — URL: http://www.litkarta.ru/dossier/davydov-o-danilove/
Список источников:
1. Данилов Д. А. Описание города. — М.: Изд-во АСТ, 2012. — 256 с.
2. Данилов Д. А. Саша, привет! — М.: Изд-во АСТ, 2023. — 248 с.
3. Данилов Д. А. Серёжа очень тупой // Новый мир. — 2018. — № 1. — URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2018_1/Content/Publication6_6812/Default.aspx.
4. Данилов Д. А. Человек из Подольска // Новый мир. — 2017. — № 2.  URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2017_2/Content/Publication6_6548/Default.aspx.