LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Геймификация на онлайн-уроках РКИ

Сунчица Цревар
Докладчик
преподаватель
Центр иностранных языков г. Белград, Сербия

онлайн 216
2023-03-17
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: геймификация; игра; РКИ; педагогика; инновационные технологии

В данной статье речь идёт о геймификации как подходе обучения. Анализируются основные преимущества и причины использования геймификации, а также выделены основные недостатки. Объяснено, как преподаватель может использовать геймификацию на онлайн уроках.

Тезисы

Подход, используемый преподавателем, является неотъемлемой и фундаментальной частью учебного процесса, который может изменить атмосферу и поведение учащихся на уроках. Исходя из этого, преподаватель ориентирован на то, чтобы предлагать задания, способствующие формированию у студентов навыков устного и письменного выражения. В этом смысле, использование различных игровых методологий становятся все более распространенными среди преподавателей и студентов. Новый способ включения игр в обучение — это идея «геймификации», термин, который происходит от английского «gamification». Является одним из недавних педагогических подходов в образовании. 
Заключается в использовании игровой механики в неигровой среде [1]. В нем есть элементы и методы, типичные для игр, которые можно использовать для поощрения изучения русского языка, полезным и мотивирующим образом, что очень важно в ситуациях, когда у учащихся недостаточно внутренней мотивации. Успешная геймификация поддерживает высокий уровень вовлеченности, выращивает внутреннюю мотивацию ученика, например повышение уровня и улучшение речевых деятельностей, предлагая при этом награды, которые представляют собой элементы внешней мотивации.
Геймификация, один из способов повышения мотивации на уроках РКИ, метод игровых технологий, усиливает освоение учебного материала, стимулирующая центр удовольствия учащихся. С помощью геймификации можно развивать автономию, повышать самооценку, вызывать эмоции, повышать мотивацию, поощрять участие и учиться спокойно относиться к ошибкам. Все эти преимущества геймификации возможны благодаря различным элементам игры.
Технология может быть использована как средство обучения. Геймификация развивает цифровую компетентность. Благодаря этому поддерживается безопасное использование новых технологий, достигается мгновенная обратная связь и улучшаются социальные навыки, воображение и креативность. К тому же, ученик вовлечен в выполнение определенной задачи, постоянно стремится уложиться во время и потом получить положительные результаты. Кроме того, когнитивный уровень в целом постепенно улучшается.
Некоторые примеры игровых механик, используемых в геймификации:
Цели 
 Выполните задание и получите награду, например значок. Статус — ученики повышают свой ранг, выполняя задания. Таблица лидеров показывают, кто «побеждает», и вдохновляют остальных работать усерднее, чтобы конкурировать.Сообщество — ученики объединяются в группы для решения проблем, выполнения заданий или иного достижения цели. Обучение — советы, рекомендации и викторины даются учениками на протяжении всего учебного процесса. Виртуальные награды — такие как медали, значки, монеты и кубки позволяют ученику почувствовать, что он способен достигать целей и преодолевать препятствия, возникающие на протяжении процесса обучения [2].
Игра активизирует любознательность, укрепляет память и помогает сосредоточить внимание на определенном аспекте. Это облегчает приобретение словарного запаса и усвоение синтаксических и морфологических структур.
Сайты, с помощью которых преподаватель может использовать геймификацию на онлайн уроках:
Socrative и Kahoot — эти два сайта позволяют преподавателю создавать собственные викторины. Ученикам нужны мобильные телефоны, чтобы участвовать в играх Online Badge Maker — можно создавать собственные значки ClassDojo — это инструмент, который помогает преподавателям быстро и легко улучшить поведение на уроках. Баллы начисляются за участие, усилия, настойчивость и помощь остальным Classcraft — можно геймифицировать любую учебную программу. Поощряет совместное обучение Piktochart 
— служит для созданий инфографик Voki — служит для созданий аватаров
Однако, иногда геймификация может иметь негативные последствия. Если благодаря геймифицированной задачи у учащегося не возникнет ощущения, что он чему-то научился, все усилия, затраченные на разработку задания, будут напрасны, и геймификация потеряет смысл. Также может случиться так, что у учащегося будет ощущение, что тратит время впустую или что не использует хорошо время на уроке, потому что считает, что элементы игры не имеют значения или отвлекают от обучения. Учащийся приходит на занятие с высокой мотивацией, но теряет интерес, потому что игровые задания не соответствует его ожиданиям. 
Следует также не забывать о том, что атмосфера на уроках является очень важным фактором в обучении. Таблицы лидеров могут создать напряженную обстановку, и поэтому перестают быть мотивирующими. Хотя соревнование является стимулирующим элементом, его необходимо осторожно вносить в процесс обучения. Другими словами, при разработке игрового задания нельзя просто ввести баллы, значки и таблицы, потому что учащиеся могут по-разному реагировать на эти элементы.
Итак, геймификация играет важную роль в обучении русского языка как иностранного. Отметим ещё раз главные преимущества использования её на уроках РКИ: приобретение словарного запаса и усвоение синтаксических и морфологических структур в игровой форме. И одно из самых важных — это мотивация учащихся к дальнейшему изучению русского языка.

1. Азимов Э.Г., Новый словарь методических терминов и понятий  (теория и практика обучения языкам). / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. 
— М.: Издво ИКАР, 2009. — 448 с.
2. Glover, I., Play as you learn: gamification as a technique for motivating learners, Sheffield Hallam University. 2013. 
 p. 4.