LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Пространственно-временная организация сказки «Аленький цветочек»

Полина Николаевна Колесник
Докладчик
преподаватель
Державинский институт

188
2023-03-16
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Пространство; время; хронотоп; волшебная сказка.
Space; time; сhronotope; fairy tale.
В данном докладе анализируется пространственно-временная организация сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Особое внимание уделяется тесной взаимосвязи художественного времени и художественного пространства. Сделан вывод, что время и пространство являются важными компонентами волшебной сказки, которая подчиняется определенным фольклорным законам. 
This scientific report analyzes the spatial and temporal organization of S.T. Aksakov's fairy tale "The Scarlet Flower". Special attention is paid to the close relationship between artistic time and artistic space. It is concluded that time and space are important components of a fairy tale that obeys certain folklore laws.

Тезисы

«Аленький цветочек (сказка ключницы Пелагеи)» является приложением к «Детским годам Багрова-внука» С.Т. Аксакова.​ Существует несколько вариантов данного сюжета, но наибольшую известность в отечественной культуре получила сказка С.Т. Аксакова, которая стала восприниматься практически народной. В.Я. Пропп называет сказку «Аленький цветочек» ближайшим русским эквивалентом сказки «Амур и Психея» древнеримского писателя и философа Апулея и считает, что в «Аленьком цветочке» народный оригинал в чем-то искажён по причине своей ориентированности на детскую аудиторию [Пропп 2000: 247–252]. Однако «Аленький цветочек» можно считать достаточно типичной волшебной сказкой, опирающейся на традиционные формы вымысла и подчиняющейся фольклорным законам. ​ Пространственно-временная организация данного типа сказки имеет ряд особенностей, которые отличают ее не только от структуры реального пространства-времени, но от организации хронотопа других литературных жанров. ​Сказка «Аленький цветочек» начинается с характерной фиксации места событий «в некиим царстве, в некиим государстве» с оттенком его неопределенности. Далее сюжет развивается также традиционно: герой без всяких колебаний отправляется с определенной целью в долгое путешествие «за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство», т. е. в места отдалённые и сказочные. По мнению В.Я. Проппа, пространство – важнейший элемент построения сказочного сюжета, а само повествование разворачивается в соответствии с перемещением персонажа [Пропп 2000: 247–252]. Пространственный путь героя представлен в виде формулы: «дом – тридевятое царство – дом» и организован при помощи оппозиций:​ «свой – чужой», «реальный  фантастический».При этом в основе фантастического лежит представление о реальности. Дорога может оказывать благотворное влияние на человека, а может таить в себе опасность для его жизни.​ «Сопротивление среды» [Лихачев 1979: 336]​ в виде нападения разбойников здесь вполне сюжетно обусловлено, а «непроходимый, непроездный, дремучий» лес станет границей между двумя мирами: миром дома и миром волшебного царства и сада. Последний будет открыт только тому, кому суждено здесь побывать. А суждено побывать здесь младшей дочери купца, чье путешествие окажется истинным и будет подчинено той же формуле, что и путешествие её с отца, но с наращением. Истинной целью путешествия и пути является не добыча аленького цветочка, а победа над злыми чарами и обретение счастья, именно поэтому путь младшей дочери является истинным.​ Что касается организации времени волшебной сказки, то специальные формулы времени для обозначения начала повествования обычно отсутствуют. Эту особенность можно проследить и на примере сказки «Аленький цветочек».​ ​Многие исследователи отмечают замкнутость и условность сказочного времени. Начало сказка берёт из неопределённого времени и завершается достижением счастья (свадьба, пир и т. п.). О течении времени мы узнаем с помощью медиальных или неопределённых слов-формул «долго ли, много ли он собирался… скоро сказка сказывается, не скоро дело делается», «долго ли, мало ли времени».По причине условности​ художественного времени в волшебной сказке отсутствуют развивающиеся​ характеры: старшие сёстры остаются завистливыми и неспособными к состраданию до самого конца сказки, а красота души младшей подтверждается каждым её словом и поступком на протяжении всего сказочного сюжета. Еще одной особенностью организации сказочного времени является возможность управления им. Как правило, наличие волшебных предметов помогает героям ускорять время и преодолевать расстояния своеобразными способами. Купец добирался до волшебного дворца в поисках аленького цветочка два года, а с помощью перстня, данного ему лесным зверем, получил возможность преодолеть то же расстояние ​ «в единое око мгновение».Реальное время является измеряемым. С давних времён человек научился измерять его в процессе наблюдения за движением небесных тел или с помощью специальных приборов. Момент с переводом сестрами всех часов в доме становится ключевым в проявлении конфликта и в его последующем разрешении. Темпоральная структура сказки может выражаться и числительными. Например, сказочное время «Аленького цветочка» сводится до конкретных трёх дней и трёх ночей, когда это становится обусловлено сюжетной необходимостью подвести героиню к достижению цели.Время соотносится не только с внешним миром человека, но и с его внутренним, поэтому героиня по-разному «чувствует» время: в ситуации воссоединения со своей семьей «день проходит как единый час, другой день проходит как минуточка», а в момент необходимости возвращения к лесному зверю девушка беспрестанно смотрит на часы в ожидании нужного часа. Современному человеку известно об относительном ускорении и замедлении времени. Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что пространство и время являются основными структурными компонентами сказочного текста. На примере «Аленького цветочка»​ С.Т. Аксакова в докладе рассмотрена пространственно-временная организации волшебной сказки и выявлена тесная связь художественного времени и художественного пространства.Литература:
1. Аксаков С.Т.​ Собрание сочинений: в 3-х т. Т.1. М.: Худож.лит, 1986.
2. Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000.
3. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.