LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Героини американской анимации: путь от объектности к субъектности / Heroines of American animation: the path from objectivity to subjectivity

Евгения Викторовна Пархоменко
Докладчик
научный сотрудник
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

25
2023-03-18
18:50 - 19:20

Ключевые слова, аннотация

анимация; женские персонажи; гендерные роли; архетипы; феминизм

В статье рассматривается трансформация женских образов в американской анимации 2021 вв.: от патриархального образа невесты к разнообразию характеров, внешности и жизненных устремлений.

animation; female characters; gender roles; archetypes; feminism

The article reviews the transformation of female characters in American animation of the 20th–21st centuries: from the patriarchal image of the bride to the diversity of characters, appearance and life aspirations.

Тезисы

Женщины, согласно статистическим данным, составляют примерно 51% населения земного шара [1]. Однако свой голос большая часть населения планеты начала обретать лишь в 20 в., и только в последнее время представление о женщине стало выходить за рамки устойчивых архетипов, наделявших ее свойствами лишь объекта или функции. В основе этих архетипических представлений находится женская физиология: способность воспроизводить население в массовом сознании переросла в обязанность, единственное предназначение и смысл существования [2]. Архетипы эти прочно связаны с образом мужчины — женщина сама по себе не рассматривается, ее образ эксцентричен, а точкой отсчета считается мужчина. Она может быть объектом вожделения, невестой, матерью, хранительницей очага, безутешной вдовой, или вредной старухой, мстительной старой девой, коварной соблазнительницей — так или иначе, в первую очередь оценивается ее семейное положение или пригодность к созданию семьи и рождению детей. Образы девы-матери-старухи связаны с фертильностью: ее началом, ее реализацией и прекращением этой функции организма. Стоящий немного поодаль от этой триады образ ведьмы лишь подчеркивает физиологическую сущность архетипа: женщины имеют отношение к сакральной тайне рождения и смерти, имеют потустороннюю (от мужчины) природу.
Эти архетипы нашли свое яркое отражение в американской анимации. В основу первых полнометражных произведений Уолта Диснея с женскими образами во главе легли классические детские книги. В 1937 г. вышла «Белоснежка и семь гномов» по сказке братьев Гримм, затем — «Золушка» (1950) и «Спящая красавица» (1959). Таких безусловно положительных в массовом сознании героинь объединяет набор качеств, которые на протяжении веков вдалбливались поколениям девочек: они хозяйственны, опрятны, милы, наивны, жертвенны, послушны до отрешения от себя и, конечно, конвенционально красивы. Эти произведения транслируют установку, что если девочка будет соответствовать узким общественным представлениям о женственности и морали, будет терпеть и подстраиваться под окружающих, то в конце ее ждет награда — принц на белом коне заберет ее в замок для безбедной и беззаботной жизни.
С наступлением сексуальной революции образ главной героини претерпевает некоторые изменения: Ариэль («Русалочка», 1989), Белль («Красавица и Чудовище», 1991), Жасмин («Аладдин», 1992), Покахонтас («Покахонтас», 1995), Мегара («Геркулес», 1997) уже намного менее шаблонны, более самостоятельны и активны, однако вся цель их активности сводится к свадьбе. 
В 1985 г. в комиксе «Dykes to Watch Out For» карикатуристка Элисон Бекдел пошутила и озвучила принцип гендерной предвзятости в кино, который затем стал одним из стандартов оценки произведений [3]. «Я пойду на фильм, только если он соответствует трем критериям: во-первых, в нем должно быть хотя бы две женщины, которые, во-вторых, разговаривают между собой, о чем-то кроме мужчин — в-третьих» [4]. Очевидно, что вышеперечисленные анимационные картины этим критериям не соответствуют. Кроме того, в 1991 г. Ката Поллитт, американская поэтесса и критик, в своей статье в Нью-Йорк Таймс сформулировала «Принцип Смурфетты»: «Современные шоу или имеют полностью мужской состав, как «Гарфилд», или построены на том, что я называю принцип Смурфетты: группа мужчин-приятелей будет подчёркнута одной женщиной, стереотипно охарактеризованной... Посыл ясен. Парни — это норма, девушки — вариация; парни — центральные, девушки — второстепенные; парни — индивидуальные, девушки — типичные. Парни определяют группу, её историю и её кодекс ценностей. Девушки существуют только относительно парней» [5].
Нарастающий феминистический дискурс привел к появлению совершенно иных сценариев, в которых мультипликационные «принцессы» добиваются успехов в карьере («Принцесса лягушка», 2009) и уходят от гиперопекающих родителей («Рапунцель», 2010), но в этих фильмах еще ощущается наследие архетипов: истории, как и все до них, заканчиваются для героинь грядущей свадьбой. Уже следующая героиня Мерида («Храбрая сердцем», 2012) в сказке от анимационной студии Pixar устраивает опасные для жизни и здоровья приключения для всей своей семьи именно от нежелания выходить замуж — и к концу фильма семья соглашается с ее решением. В мультфильме «Холодное сердце» (2013) две главные героини, а мужские персонажи представляют собой антагониста и второстепенного персонажа. Героиня «Зверополиса» (2016) разрушает гендерные и расовые предрассудки и устраивается на желанную работу, Моана (2016) возрождает мореходство на родном острове, Райя («Райя и последний дракон», 2021) спасает окаменевших людей.
Отдельным блоком следует выделить анимационные картины, снятые в начале 2020-х гг. Это «Энканто» (2021) и «Я краснею» (2022), посвященные важным проблемам принятия себя и своего места в мире.
Рамки строгой гендерной роли жены, матери и хозяйки, отведенной женщинам, раздвигаются — в сюжетах современной американской анимации женщины представляют различные профессии, выполняют сложные и ответственные работы, спасают мир. Таким образом сказочный мир выводит более объемный и правдоподобный образ большей половины человечества и создает прекрасные шаблоны для воспитания новых поколений.

1. Российский статистический ежегодник — 2009 //  Федеральная служба государственной статистики URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b09_13/IssWWW.exe/Stg/html6/26-02.htm (дата обращения - 15.01.2023)
2. Ляшенко Т.М. Классификация женских архетипических образов в художественном тексте // Филология. Научные исследования. — 2022 — №2. — c. 54-65 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-zhenskih-arhetipicheskih-obrazov-v-hudozhestvennom... (дата обращения - 15.01.2023)
3. Steiger, Kay. No Clean Slate: Unshakeable race and gender politics in The Walking Dead // Triumph of The Walking Dead / Lowder, James. — BenBella Books, 2011. — P. 104.
4. Bechdel, Allison. Dykes to Watch Out For — Firebrand Books — 1 October 1986.
5. Pollitt, Katha. The Smurfette Principle // The New York Times  7 April 1991.