LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Паронимия имён прилагательных в аспекте обучения русскому языку как иностранному

Инна Александровна Проничева
Докладчик
доцент
Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого

216 ОНЛАЙН
2023-03-16
18:15 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: методика обучения РКИ; лексическая семантика; паронимия Аннотация: Автор рассматривает один из наиболее трудных для иностранных обучающихся аспектов изучения лексической семантики  паронимию имён прилагательных. На примере работы с паронимами в группе вьетнамских студентов, владеющих РКИ на первом сертификационном уровне (В1), представлены некоторые частотные ошибки при употреблении паронимов, а также предложены методические рекомендации для преподавателя.

Тезисы

Обучение лексической семантике является неотъемлемой частью курса русского языка как иностранного на всех уровнях его изучения. Паронимия, наряду с полисемией и омонимией, представляет собой один из видов отношений лексических единиц на семасиологическом основании. Работа над паронимами начинается на первом сертификационном уровне, затем на втором сертификационном уровне список паронимов расширяется. Следует отметить, что лексических минимумах по всем уровням владения РКИ отсутствуют отдельные списки паронимов, хотя даны списки наиболее употребительных в речи синонимов и антонимов. Изучение паронимов необходимо, в первую очередь, будущим филологам и лингвистам, иностранным магистрантам и аспирантам, однако, отдельные паронимические пары или группы слов могут встречаться в различных нефилологических курсах, например, в курсе делового русского языка или научного стиля речи по специальности. Как показывает практика обучения иностранных студентов филологических специальностей, различение паронимов-имен прилагательных вызывает большие трудности, чем различение паронимов других частей речи.  Паронимы-имена существительные адресат – адресант, подпись – роспись, абонент – абонемент и другие имеют чётко сформулированное в словарях значение, что позволяет иностранным учащимся легко их идентифицировать. Употребление паронимов-имён прилагательных тесно связано с контекстом высказывания, что обуславливает наибольшие затруднения учащихся при выборе нужного прилагательного из паронимического ряда. Иностранные студенты, владеющие русским языком на первом или даже втором сертификационном уровнях, признают паронимию одним из самых трудных для них явлений. Вьетнамским студентам, владеющим русским языком на первом сертификационном уровне (В1), мы предложили выполнить упражнения, направленные на различение следующих пар паронимов-имён прилагательных: единый - единственный, дружеский - дружественный, практичный – практический, ложный-лживый, высокий – высший, низкий – нижний, а также выбрать один пароним из трёх: деловой – дельный – деловитый, двоякий – двойной – двойственный, дружный – дружеский – дружественный, экономный – экономический – экономичный. Какое из прилагательных следует употребить в предложении: 1. Как всегда, меня выручил Мишка – мой … (единый – единственный) друг. 2. В четверг состоится … (деловое – дельное – деловитое) совещание. 3.       Сквозь … (двоякие – двойственные – двойные) рамы слышно было пение птиц и шум в саду. 4. Между странами установились … (дружные-дружеские-дружественные) отношения. 5. … (экономичный – экономический – экономный) хозяин знает цену каждой вещи. Из вышеперечисленных предложений вьетнамские студенты допустили ошибку только в предложении 4, что свидетельствует о высокой степени сформированности навыков различения и употребления паронимов. Однако все участники исследования выполнили задание 4 неверно, выбрав пароним «дружеский». Учащиеся решили, что «дружеские отношения» — это устойчивое словосочетания, не зависящее от контекста. Семантика прилагательных дружеский и дружественный действительно близка: ДРУЖЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. см. друг1 и дружба. 2. Проникнутый симпатией, расположением к кому-н. Д. тон. Дружески(нареч.) улыбнуться кому-н.Встретить по-дружески (нареч.). [Ожегов] ДРУЖЕСТВЕННЫЙ, -ая, -ое; -вен, -ве-нна. 1. Дружеский, дружелюбный. Д.тон. 2. Взаимно благожелательный (преимущ. о государствах и отношениях между ними). Дружественные страны. II сущ. дружественность, -и, ж. [Ожегов] В Толковом словаре современного русского языка под ред. С. И. Ожегова отражен тот факт, что прилагательное «дружественный» используется при характеристике отношений между государствами, но не ограничивается только этим контекстом. В лексических минимумах по РКИ паронимы дружный – дружеский – дружественный также представлены: 1. Дружеский – дружный — лексический минимум В1 [Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень 2015: 40] Дружеский – дружественный – дружный – лексический минимум В2 [Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень 2015: 38]  В связи с вышеизложенным, предлагаем следующие приёмы при работе с паронимами-именами прилагательными на занятиях по РКИ: 1. Чтение и разбор словарных статей. 2. Наблюдение за употреблением слова в контексте. 3. Подстановочные упражнения (Обстановка была очень дружеская – дружественная)). [Ласкарёва 2013: 132] 4. Работа с «отрицательным материалом» (исправление ошибок в текстах). 5. Составление предложений из предложенных словосочетаний (дружная семьядружеский привет). 6. Чтение и анализ аутентичных текстов, содержащих паронимы.
Литература:
1. Ласкарёва Е.Р. Прогулки по русской лексике. — 3-е изд. — СПб.: Златоуст, 2013. — 224 с.
2. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина и др. (электронное издание). — 7е изд. — СПб. : Златоуст, 2015. — 200 с.
3. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / под редакцией Н.П. Андрюшиной (электронное издание). — 5-е изд. — СПб. : Златоуст, 2015. — 164 с.
4. Толковый словарь современного русского языка под ред С.И. Ожегова (сайт) URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=7240 (дата обращения 15.01.2023 г).