LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Об особенностях сочинений дьякона Федора в «Христианоопасном щите веры» инока Авраамия /About the peculiarities of the writings of deacon Fyodor in the "Christian-dangerous Shield of Faith" by Monk Abraham

Любовь Васильевна Титова
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт истории СО РАН

412
2023-03-16
20:00 - 20:20

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: дьякон Федор; инок Авраамий; старообрядческая публицистика
Аннотация: Доклад посвящен одной из малоизученных проблем в публицистике старообрядчества, касающейся источников Щита веры инока Авраамия. На основании изучения и анализа отдельных его глав, содержащих тексты дьякона Федора делается вывод о компилятивном характере большинства глав, включивших фрагменты сочинений Федора Иванова.
Key words: deacon Fyodor; monk Abraham; Old Believer journalism
Annotation: The report is devoted to one of the little-studied problems in the journalism of the Old Believers concerning the sources of the Shield of Faith of Monk Abraham. Based on the study and analysis of its individual chapters containing the texts of deacon Fyodor, the conclusion is made about the compilative nature of most of the chapters, which included fragments of the writings of Fyodor Ivanov.

Тезисы

«Христианоопасный щит веры против еретического ополчения» — обширнейший сборник полемико-догматических старообрядческих текстов (46 глав) [Материалы 1885: 1–258] — был создан иноком Авраамием, лидером московской общины старообрядцев, в самый разгар борьбы с церковной реформой, проводившейся не только церковью, но и государством (1667–1669 гг.) [Демидова 2022]. Выявление древнерусских полемических сочинений (или их фрагментов) и документальных текстов XVII в., использованных Авраамием, а также  установления авторского компонента — редактуры самого Авраамия и его собственных полемических суждений очень важное направление изучения памятника. Цель нашего доклада — показать характер использования сочинений дьякона Федора иноком Авраамием, определить специфику текстов Федора Иванова и особо остановиться  на 17 главе «Христианоопасного щита веры», представляющей собой уникальную компиляцию из фрагментов старообрядческих сочинений, в том числе и дьякона Федора. Текст «Христианоопасного щита веры» был издан (по одной из двух рукописей XVII в.) далеко не полностью: Н.И. Субботин в своём известном издании «Материалов по истории раскола» (т. VII, 1885) исключил из текста памятника все не старообрядческие статьи, а также авторские произведения современников, введенные Авраамием в его состав. Н.И. Субботин при издании «Христианоопасного щита веры» назвал две очевидные и безусловно принадлежащие перу дьякона Федора главы. Это главы 21 и 26, подписанные его именем. 26 глава названа Авраамием «О послании в заточение  и о нестерпимом мучении дьякона Феодора за святую церковь, и о еже како искусил властей прелестных» (Н.И. Субботин не опубликовал этот текст в VII томе, а дал отсылку к первому тому его Материалов для истории раскола...  с.420–426). и глава 21 «О вопрошении  священнодиякона Феодора нечестивых властей». Н.Ю. Бубнов атрибутировал дьякону Федору еще восемь глав.: 5,12, 14, 17, 27,34, 35 и 36 [Бубнов 1995: 64–68] К сожалению, все эти главы носят компилятивный характер и в них лишь фрагментарно использованы сочинения дьякона Федора, собственно Н.Ю. Бубнов и сам отмечал, что «предложенная атрибуция перечисленных глав «Христианоопасного щита веры»≫ дьякону Федору строится на общности источников, использованных им для создания как анонимных, так и безусловно ему принадлежащих сочинений, на известных фактах его биографии, а также на наблюдениях над излюбленными Федором сюжетами, характерными для него ссылками на реалии при доказательствах того или иного положения, использовании специфических оборотов письменной речи». [Бубнов 1995: 65] Сопоставление текстов дьякона Федора с указанными выше главами, приписываемыми ему, показало, что можно говорить лишь об использовании отдельных фрагментов сочинений Федора Иванова  в компилятивных главах. Обращение к 17 главе «Христианоопасного щита веры» названной иноком Авраамием «На проклятый Никонов собор» [Материалы 1885: 85–95] представило нам возможность выявить отдельные фрагменты одного из общественно-значимых произведений дьякона Федора, его Послание Иоанну Аввакумовичу о священстве которое было написано им летом 1669 г. от имени всех пустозерских узников (протопопа Аввакума, священника Лазаря и инока Епифания), [Титова 2016 : 77–101] вычленить фрагмент уникального старообрядческого анонимного сочинения  о Никоне–антихристе , которое является ответом на «Похвалу святейшему патриарху Никону», созданную представителем официальной церкви, стремящегося возвысить патриарха, сравнивая его с Богом. Анонимный старообрядческий писатель ставит своей целью полностью развенчать образ идеального церковного иерарха. Старообрядческое сочинение об антихристе дает представление о формировании идеи об антихристовой сущности патриарха Никона у первого поколения противников церковной реформы и имеет важное значение для истории старообрядчества. В настоящее время известен единственный список этого сочинения (XVII в.), поэтому даже отдельные его фрагменты в «Христианоопасном щите веры» представляют значительный интерес для исследователей истории старообрядчества [Титова 2022: 251–259]. Анализ сочинений дьякона Федора в «Христианоопасном щите веры» дает возможность выявить метод работы Авраамия по созданию заостренного сборника.
Литература
Материалы по истории раскола за первое время его существования / под ред. Н.И. Субботина. Т. VII, М. 1885. С. 1–258.
Демидова Л.Д. Истоки русского раскола: инок Авраамий  СПб., 2022.
Бубнов Н.Ю.. Старообрядческая книга в России во второй половине  XVII в. Источники, типы и эволюция. СПб., 1995
Титова Л.В. Послание дьякона Федора Иоанну Аввакумовичу о священстве – идеологический документ раннего этапа старообрядческого движения // Археографические и источниковедческие аспекты в изучении истории России. Новосибирск, 2016. С. 77–101.
Титова Л.В. Противники церковной реформы об антихристовой сущности патриарха Никона // Исторический курьер. 2022. № 2 (22). С. 251–259. URL: http://istkurier.ru/data/2022/ISTKURIER-2022-2-16.pdf