LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Учебные книги педагога Антона Ларионова в истории развития удмуртской детской литературы

Любовь Петровна Федорова
Докладчик
доцент
Удмуртский государственный университет

203
2023-03-18
17:00 - 17:15

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: удмуртская литература; детская книга; жанры; Антон Ларионов.
В статье впервые с позиции литературоведения рассматривается педагогическое наследие и книги для чтения А. Ларионова для удмуртских школ первой ступени. Определено, что в учебниках значимое место занимают познавательные тексты научно-популярного содержания, написанные автором. Обозначен вклад Антона Ларионова в развитие жанров детской литературы.

Тезисы

История учебной книги для младших школьников по удмуртскому языку и литературе представляет интерес с точки зрения развития педагогических тенденций в национальном образовании, а также становления детской литературы. В центре нашего исследования книги для чтения Антона Ларионова (1882–1958) — удмуртского просветителя, выпускника Казанской инородческой учительской семинарии. Педагогическую деятельность он начал в 1902 году в должности учителя Титовской школы родного края. Всю свою жизнь он посвятил делу просвещения: работал в Шарканской, Ляльшурской земских школах, Шарканской ШКМ, был инспектором училищ в Сарапуле, работал в Якшур-Бодьинском двухклассном училище, преподавал в Коммунистическом вузе, на курсах заводского партактива и советского строительства, в Ижевском медицинском училище Опытный педагог в годы становления советской системы образования 1920-30-е годы подготовил и издал одиннадцать учебных книг для удмуртских школ, среди них буквари для детей: «Муш» («Пчела», 1924), «Пичиос» («Малыши», 1926), «Колхоз бусы» («Колхозное поле», 1930), «Пинал ударник» («Молодой ударник», 1931); буквари для взрослых «Выль улон» («Новая жизнь», 1925), «Вуоно улон — огъя улон» («Будущая жизнь — коллективная жизнь», 1924); серия книг по чтению для школ 1 ступени «Ужаса дышетскон мылкыд» («Желание учиться, трудясь») [Ларионов 1927, 1928a? 1928b] и другие. С точки зрения развития удмуртской детской книги интерес представляют, прежде всего, учебники по чтению для первого, второго, третьего года обучения под названием «Ужаса дышетскон мылкыд», разработанные по требованиям комплексных программ единой трудовой школы, в которых учебный материал располагался комплексно по трем блокам: природа, человек, общество. Большая часть разножанровых учебных текстов, по нашим подсчетам примерно две трети, написана автором Антоном Ларионовым. Его работа в области детской литературы связана с его педагогической деятельностью, с практическими потребностями народного образования тех лет. Очевидно, что детская литература, являясь искусством слова, неразрывно связана с педагогикой, состоянием просвещения эпохи. Основное место в книгах для чтения «Ужаса дышетскон мылкыд» занимают небольшие познавательные тексты, в которых наиболее ярко проявился талант Антона Ларионова как популяризатора научных знаний. Жанр удмуртской научно-познавательной литературы в начале ХХ столетия находился на этапе зарождения, можно назвать отдельные произведения, точнее тексты в учебных книгах просветителей-педагогов Г. Верещагина (1851–1930), И. Михеева (1876–1937), И. Яковлева (1881–1931), статьи в первых удмуртских газетах «Виль син» («Новое око») и «Гудыри» («Гром»). Жанровый и тематический диапазон произведений в учебных книгах Антона Ларионова разнообразен, автор создал и включил короткие рассказы, зарисовки, пьесы, загадки, собственные сказки, песни, стихи о временах года, сезонных работах на селе, детских забавах, технике и орудиях труда, животноводстве и земледелии, о переустройстве социальной жизни в деревне и школе, гигиене, о новых советских праздниках и вождях и др. Фольклорные жанры, кроме загадок, представлены в очень ограниченном количестве. Поэтические произведения Антон Ларионов взял у своих собратьев-современников по перу, среди них стихотворения И. Векшина, А. Бутолина, Ашальчи Оки, И. Дядюкова, Багай Аркаша, Кузебая Герда и др., собственных поэтических текстов около двадцати пяти. Публицистические тексты отобраны из газеты «Гудыри» и русскоязычных детских краеведческих книг в переводе. Природоведческие познавательные рассказы А. Ларионова о птицах, насекомых, зверях, деревьях, зерновых культурах, явлениях природы отличаются доступностью и увлекательностью, лаконичностью, образностью, динамичностью сюжета и звукописью. Информационная и эмоциональная насыщенность, занимательные формы, своеобразное сочетание дидактических и художественных компонентов характерна для познавательных текстов о новой технологии земледелия и животноводства, о промыслах, календарных семейных занятиях взрослых и детей, о самоорганизации школьной жизни. Педагог, зная ведущий вид деятельности младших школьников, написал занимательные тексты об играх детей в разные времена года. Одним из важнейших элементов воспитания в духе народности удмуртский педагог считал знакомство с родиной. Этой цели служили материалы по географии и истории края: от своей околицы до столицы, далее знакомство с другими странами. Принцип повествования в текстах А. Ларионова отвечает эстетике реализма, описание правдивое, язык точен, ясен, повествование чаще ведется от обезличенного повествователя, взрослого идеального наставника, направленное на воспитание столь же идеального ученика. Правдоподобность усиливается еще за счет текстов, рассказанных от первого лица, обозначенных в подзаглавии текста: рассказ ученика, письмо школьников, рассказ одной крестьянки, рассказ от кооператора. Таким образом, заслуга А.З. Ларионова заключается прежде всего в развитии познавательной литературы для детей о природе, науке, технике, обществе, в обогащении жанров чтения удмуртских школьников, в утверждении языковых норм литературно-педагогических книг, в становлении реалистического направления удмуртской детской литературы. Природоведческая тематика является ведущей в его учебных книгах, но большое внимание уделяется автором теме детских коллективов и производственного труда, теме преобразования, практикоориентированной деятельности детей, которые своим трудом могут изменить окружающий их мир.
Литература
1. Ларионов А.З. Ужаса дышетскон мылкыд: для второго года обучения в вот. шк. I-й ступени / А.З. Ларионов. — Ижевск: Удкнига, 1927. — 216 с..
2. Ларионов А. З. Ужаса дышетскон мылкыд: для первого года обучения в вот. шк. I-й ступени / А. З. Ларионов. — Ижевск: Удкнига, 1928а. — 136 с..
3. Ларионов А. З. Ужаса дышетскон мылкыд: для третьего года обучения в вот. шк. I-й ступени /А. З. Ларионов.  Ижевск: Удкнига, 1928b. — 463 с.