LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Мифологические мотивы в произведениях А. Кондратьева 1930-х годов

Ольга Валерьевна Розинская
Докладчик
старший научный сотрудник
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

168 ОНЛАЙН
2023-03-17
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

русская литературная эмиграция; славянский фольклор; мифологические мотивы; творчество А. Кондратьева

Тезисы

Среди практически забытых имен, лишь изредка упоминавшихся в отдельных научных изданиях, оказался и А. А. Кондратьев, поэт и прозаик, переводчик, автор исследовательской работы об А. К. Толстом.
Он родился в 1876 г. в Петербурге, в 1902 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. До революции Кондратьев пробует себя в различных жанрах, публикует две книги стихов — сборник «Стихотворения» (СПб., 1905) и «Стихи: Книга 2-я, Черная Венера» (СПб., 1909), мифологический роман «Сатиресса» (М., 1907), две книги рассказов — «Белый козел» (СПб., 1908) и «Улыбка Ашеры» (СПб., 1911). Он был сотрудником «Весов», «Золотого руна», «Аполлона», «Русской мысли», «Сатирикона», «Петербургской жизни». Валерий Брюсов писал в «Весах», что у Кондратьева есть поэтическое будущее.
В январе 1918 года Кондратьев покинул Петроград, сначала поселился в Ялте, а затем переехал на Волынь, где и прожил в Дорогобуже в деревенской глуши два десятилетия до конца 1939 г. В 1920 г. эта территория отошла к Польше, таким образом поэт оказался в эмиграции.
Между тем в 1930-е годы заметным явлением в культурной жизни русской эмиграции было его творчество. Как писал Вадим Крейд, главный редактор «Нового журнала». издаваемого в Нью-Йорке, «Кондратьева справедливо было бы отнести к так называемым малым поэтам “серебряного века”. На художественной палитре Кондратьева есть такие краски и в звучании его лиры — такие ноты, которые не забываются и которые показывают его поэтом со своим голосом. Критика последних семидесяти лет попросту проморгала этого замечательного мастера, а читатели из-за недоступности его стихотворений забыли и само имя поэта» [Крейд 1989: 137]. Многие исследователи сходились в том, что поэт имеет свою неповторимую творческую манеру, обладает художественным вкусом и мерой.
Увлечение Кондратьева мистикой и его интерес к славянскому фольклору нашли отражение как в его поэзии, так и в прозе. Эти годы увенчались, в том числе, созданием демонологического романа «На берегах Ярыни» (1930) и сборника из шестидесяти девяти сонетов «Славянские боги» (1936). Мироощущению Кондратьева присуще осознание контраста между мечтой и жизненной прозой окружающего мира, трагедийное мировосприятие, вера в божественное провидение, в счастье будущей неземной жизни — мотивы, знаковые для поэзии русских символистов. Он считал, что его стихи на мифологические темы являются своеобразной попыткой художественного восстановления ликов славянских богов, реконструкцией славянской мифологии.
Манере Кондратьева свойственна тревожная недосказанность, усложненность поэтического образа, культ тайны. Героями его сонетов становятся загадочные морские царевны и русалки, покрытые тиной водяные и упыри, коварные ведьмы. Эти сказочные существа живут в особом мире, полном таинственных примет. Но в этих сказочных существах много и от простого человека, им присущи те же пороки и слабости. Тема демонологического романа «На берегах Ярыни» (1930) была подсказана самой атмосферой жизни той эпохи. Это тема утраты гармонического мироустройства, разрушения основ прежнего, нормального существования человека, эгоизма и одиночества. Все события разворачиваются на берегах сказочной реки Ярыни, в водах которой существуют разные инфернальные фантастические существа. А рядом с Рекой живут обычные люди, обладающие сверхъестественными способностями.
В книге сохранен основной закон фольклорного произведения — четкое соблюдение границ двух миров. Однако в нем нет привычной борьбы добра со злом, нет счастливого финала, как в «старой доброй сказке». Есть разделение на «свое» и «чужое», молчаливо признаваемое всеми героями. Потусторонний мир в романе разрушен. Создается страшное, а порой отталкивающее фантастическое художественное пространство.
Содержание романа — это истории «повседневной» жизни человеческих и демонологических персонажей, соприкасающихся друг с другом. Кондратьев рисует своих героев, опираясь на традиции фольклорного произведения. Главной оказывается внешняя атрибутика образа.
Описывая фантастический мир, автор претендует на достоверность происходящего, создает ощущение реальности событий, сближает сверхъестественное с повседневностью. Встречи людей с нечистью вполне обыденны; при превращении в демонологических существ поведение людей не меняется. Иллюзия достоверности поддерживается безусловной верой в существование мира богов и демонов, в возможность вмешательства иррациональных сил в жизнь человека.
«Бесспорным украшением романа» [Седов 1993: 91] являются описания обрядов и поверий, колдовства и знахарства, древних народных праздников. «Создается фантастическое полотно» [Там же: 91] на основе богатого мифологического материала, почерпнутого из разнообразных фольклорных источников. Все это позволяет создать особое художественное произведение, включающее в себя мир богов, мир демонов и мир простого человека — более привлекательные для читателя, чем мир реальный.
«А. Кондратьев, — писал Вадим Крейд,  как мало кто за всю историю русской поэзии приблизил к нам дух и ценности эллинской и славянской древности» [Крейд 1989: 136].

Литература:
1. Крейд В. О поэте Александре Кондратьеве, его судьбе и стихах // Новый журнал. 1989. № 3. С. 129–146.
2. Седов О. Мир прозы А. Кондратьева: мифология и демонология // Кондратьев А. Сны. СПб., 1993.