LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Цветовая палитра А. П. Чехова в повести «Черный монах»

Сяоя Лю
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2023-03-16
18:20 - 18:40

Ключевые слова, аннотация

Аннотация. Доклад посвящен символике цвета в повести А. П. Чехова «Чёрный монах».
В докладе рассматриваются особенности использования цветообозначений для раскрытия внутреннего мира и создания образа персонажей. Анализ цветообозначений проводится с учетом их традиционных значений и символических значений в повести. Установлено, что в творчестве Чехова цветообозначения чаще используются для психоэмоциональной характеристики. Ключевые слова: русская литература; цветопись; цветообозначение; «Черный монах» А. П. Чехова
Key words: Russian literature; color painting; color designation; "Black Monk" A. P. Chekhov
Abstract. The report is devoted to the symbolism of color in the story by A.P. Chekhov "The Black Monk" The report discusses the features of using color designations to reveal the inner world and create the image of characters. The analysis of color designations is carried out taking into account their traditional meanings and symbolic meanings in the story.

Тезисы

В последнее время возрос интерес литературоведов к изучению цветописи в творчестве писателя. Например, Г. А. Путиловапоказывает, что мотивы любви, света, жизни и смерти в сочетании с цветовой символикой важны для пониманияпрозы писателя [Путилова 2019]. А. Г. Головачева убедительно демонстрирует на примере рассказа Чехова «Невеста», как цветовые особенности и образы запахов выражают основные авторские мысли [Головачева 2011]. По мнению Н. М. Абиевой черный цветиграет важную роль в детали одежды. Черный цвет в разныхпроизведениях Чехова имеет вариантное значение, например, в повести«Степь» черный цвет символизирует красоту и загадочность, а в повести «Три года» он подчеркивает некрасивость героинь. [Абиева 2017]. Проблема цветописи у Чехова будет рассмотрена нами на материале повести «Черный монах». В повести многократно встречаются три основных цвета — красный, белый и черный. Черный символизирует смерть, страдание, скорбь, зло. Черный в основномприсутствует в этой повести в портретах персонажей и в пейзаже – («стлался по земле черный, густой, едкий дым»), — в портретах персонажей (например, таких, как портрет черного монаха — («Тысячулет тому назад какой-то монах, одетый в черное»), или во внешности Тани). Акцент на черном цвете в портрете героини («с тонкими черными бровями») инициируют неоднозначное ее восприятие читателем. Белый цвет традиционно означает чистоту, невинность, безупречность, истинность или честность. Белый цвет в повести используется в описании лиц персонажей и деталей. Бледное лицо показывает слабое физическое состояние персонажей — у Таня («Но какое бледное, страшно бледное, худое лицо!»), а обрывки белой бумаги, разорванные Тани в конце повести, также имеют символическое значение - неудавшаяся жизнь. Красный цвет символизирует такие важнейшие для человека понятия, как жизнь, сила, энергия. В повести красный цвет отражает состояние здоровья Тани — («Он никогда бы уж не мог полюбить здоровую, крепкую, краснощекую женщину») и внутренние эмоциональные колебания(«начал он шутливо, с удивлением глядя на заплаканное, покрытое красными пятнами, скорбное лицо Тани»), красный, представленный кровью, предвещает смерть Коврина («Он видел на полу около своего лица большую лужу крови»). В творчестве использование писателем цветовых контрастов и изображение перехода одного цвета в другой: бледный — красный, что способствует показу, наряду с подвижностью лица Тани, внутреннего её напряжения. – («Он никогда бы уж не мог полюбить здоровую, крепкую, краснощекую женщину, но бледная, слабая, несчастная Таня ему нравилась»). Также в докладе рассматривается сочетание разных цветов. (например, в внешности черного монаха бледный — черный: («бледное лицо и черные брови»). При этом, восприятие контрастного сопоставления цветов сильное эмоциональное воздействие на читателя, раскрывая тяжелое сложное психологическое состояние главного героя. Кроме того, с помощью цветов автор воздействует на глубины подсознания и читающего текст читателя. Вместе с тем, в докладе продемонстрировано, что цвет в повести помогает раскрытию внутренних переживаний и эмоционально-психических состояний персонажей. Например, синий цвет символизирует внутренний мир Коврина, его одиночество, отчаяние, и предвещает его смерть. Коврин умирает в Крыму, на морском побережье, в окружении синих тонов: («Бухта, как живая, глядела на него множеством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз и манила к себе»). В результате, сделаны выводы о функции цвета в повести Чехова, цвет выполняет в повести следующие разные функции таково: выражение внутреннего мира персонажей (красный цвет лица — признак здоровья Тани, тревожное состояние героини); выделение изображения персонажей (в портретном описании персонажей выделяется относительное прилагательное черный — тусклый неживой цвет, а постоянные цветовые определения Тани — бледный и черный: черные глаза на бледном лице); передача чувства («и красные пятна выступили у нее на лице» — нервный от радости и застенчивости Тани). Таким образом, чёрный, красный и белый цвета играют необходимую роль в повести, чёрный цвет изображает характер и окружение чёрного монаха, и в то же время передает психологическое состояние Коврина. Помимо выражения значения жизненной силы и здоровья в традиционном смысле, красный цвет выражает нервные перепады настроения Тани и предвещает смерть Коврина. Белый символизирует чистоту героини, а также бледность и слабое физическое состояние персонажей. Поэтому благодаря неоднозначности цветовой символики автор использует цветовые оттенки для создания психологического портрета персонажа и отражения внутреннего мира.
Литература
1. Головачева А. Г. Цвета и запахи в рассказе А.П. Чехова "невеста" // Литература в школе. 2011. № 3. С. 8–10.
2. Путилова Г. А. Символика цвета в прозе А.П. Чехова // Юность Большой Волги: Сборник статей лауреатов XXI Межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи, Чебоксары, 2019. С. 156–160.
3. Абиева Н. М. Костюмные "переклички" в поздней прозе А. П. Чехова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 3. С. 84 –92.
4. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем. Т.8., М., 1977.