LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Болезнь как друг во французском комиксе

Ксения Валерьевна Яковлева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2023-03-16
17:30 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: Комиксы; Франция; автобиография; автовымысел; образ болезни
Key words: Comics; autofiction; autobiography; France; image of desease   Аннотация: Осмысление болезни является популярной темой во французском комиксе, где присутствует элемент автовымысла. При этом болезнь часто представлена в виде некого воображаемого существа, с которым взаимодействуют персонажи. В данном докладе будут рассмотрены произведения французских комиксисток Алис Баге а также дуэта Нави и Одри Лэйне, в которых героини не враждуют, а дружат со своей болезнью.
Abstarct: Illness is a popular theme in French auto-fiction comics. It is often presented in the form of some imaginary creature with which the characters interact. This report will consider the works of French comics artists Alice Baguet and the duo Navi and Audrey Lainé, in which the heroines see their illness not as an enemy, but as a friend.

Тезисы

БЕЗ ПУБЛИКАЦИИ
Осмысление болезни является популярной темой во французском комиксе, где присутствует элемент автовымысла. 
На данный момент такие комиксы активно изучаются за рубежом, где к ним применяется термин «автопатология» (autopathalogie) [Herbreteau, 2020: 15]. Несмотря на очень разный личный опыт авторов, комиксы, относящиеся к этому течению, объединены не только темой, но и похожим подходом к ней: в первую очередь с помощью комикса стараются описать не  физическое страдание, а психологические и социальные последствия болезни, ее влияние на самоидентификацию и личность больного, а также отношения с окружающим миром. При этом болезнь в комиксе зачастую представлена в образе некоего существа, с которым персонаж взаимодействует: сражается, пытается сосуществовать или даже дружит. Тот факт, что авторы используют подобные  художественные эффекты является явным признаком того, что комиксы-автопатологии относится именно к категории автовымысла [Алташина, 2014, 14]. В рамках настоящего доклада  будут рассмотрены произведения французских комиксисток Алис Баге (Baguet, Alice L’Année du Crabe : Globules et raviolis, и Baguet, Alice, Après l'année du crabe: En attendant la récidive) а также дуэта Нави и Одри Лэйне (Navie, Lainè Audrey, Moi en Double), объединённые темой сложных взаимоотношений рассказчиц с персонифицированной болезнью. В первом случае речь идет о раке, во втором — о морбидном ожирении. Описывая дружбу с персонификацией болезни, авторы поднимают неприятную, часто замалчиваемую тему: вторичную выгоду от болезни. Но есть у этой дружбы и еще один смысл. Парадоксальным образом болезнь оказывается единственным стабильным фактором в жизни больного, которая постоянно и резко меняется. Важной темой автопатологий становятся социальная изоляция, которой подвергается больной, и его беспомощность перед внешними обстоятельствами и властью врачей, разрушение прежней идентичности. В таких условиях именно болезнь зачастую остается единственной опорой для построения новой самоидентификации в изменившихся обстоятельствах, а отношения с ней — единственными, которые стабильно присутствуют в жизни пациента. С одной стороны изображение дружбы с болезнью может означать принятие себя-больного и адаптацию к новым обстоятельствам, особенно если болезнь хроническая. С другой - с помощью своих работ авторы стараются привлечь внимание к проблемам в системе здравоохранения и в обществе, когда человек в буквально остается с болезнью один на один.  
Литература:
Baguet, Alice L’Année du Crabe : Globules et raviolis, Vraoum, 2015 Navie, Lainè Audrey, Moi en Double, Éditions Delcourt, 2018.
Алташина В. Д. Autofiction в современной французской литературе: лего из эго.Известия Южного федерального университета. Филологические науки, (3), 12-22, 2014.
Herbreteau Naïs, Des BD pour mieux soigner : étude du partage de l'expérience vécue dans les autopathographies dessinées : Faculté de Médecine Um, 2020.