LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Пространство праздника как обратная сторона обыденности

Елизавета Васильевна Минаева
Докладчик
аспирант
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

243 Кинозал
2023-03-17
16:40 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: кино; праздник; сакральное пространство; драматургия
Аннотация: Статья посвящена изучению той реальности в которой разворачивается иное, отличное от обыденного бытие персонажей кинофильма. Ставится проблема изучения праздничного пространства как особого пространства в драматургии кинофильма. Пространство праздника противопоставляется пространству обыденности: рассматриваются киноработы Федерико Феллини, Марен Аде и Томаса Винтерберга. Делаются выводы о возможностях праздничного пространства.
Key words: cinema; festivity; sacred space; dramaturgy
Abstract: The article is devoted to the research of that special reality that characters belong to when they cross the lines of profane space. Festive space is considered as a special space in a cinema plot. Based on works of Federico Fellini, Maren Ade and Thomas Vinterberg festive space and profane space are compared. Analysis in this study provides those opportuninties that festive space offers.

Тезисы

Большое количество исследований на тему праздников показывает, что значение праздника как явления человеческой культуры трудно переоценить. Помимо научных работ, праздничной теме посвящены произведения художественной литературы. «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса экранизировалась множество раз. Тем не менее, в области кино исследований на тему праздничного пространства не обнаружено.
Праздник — это не просто часть культуры, это одно из её оснований. На празднике возможно то, что невозможно в бытовой реальности, это совершенно иной модус бытия; временный выход за пределы пространства обыденности. «Во время карнавала можно жить только по его законам» [1]
«Пух по небу полетел — это есть зимы предел» –– декламирует герой картины «Амаркорд». Небесный пух застаёт жителей маленького итальянского городка за их обычными делами: одни развешивают бельё во дворе своего дома, другие сплетничают в парикмахерской; туристы, как всегда, купаются в море. Пух вездесущ и появляется каждый год. Он знаменует смену одного этапа годового цикла другим –– вместо зимы приходит весна.
К вечеру городская площадь наполняется людьми: все местные жители собираются на праздник по поводу прихода весны. «Праздник –– это ритуал поклонения жизни...» [2], а значит, он для всех. Здесь и школьники, и проститутка, и приличные дамы с семьями, и бездомный: все они объединяются в едином праздничном пространстве как единая община. И это объединение не является бытовым.
Кинематографическое пространство отличается от реальности, оно моделируется, но оно отражает значимые связи явлений [3]. Традиционное пространство праздника сакрально, и всё происходящее на празднике происходит «не просто так». Кажется, что пух летит по воздуху сам собой и всё же это происходит ежегодно, а, значит, у этого есть особые причины. Что-то приводит пух в движение именно тогда, когда нужно. Это природное чудо отсылает нас к дохристианским временам, к языческим традициям. На главной площади ведутся приготовления к жертвоприношению: куклу сожгут на огромном костре. Действо, сродни русской Масленице, не кажется чем-то рискованным, и никто особенно не заботится о мерах предосторожности. Однако мы видим, что заигрывание с сакральным не безопасно: в костре едва не погибает живой человек, а не только кукла. Пространство праздника ритуализировано, а значит оно не безопасно, в отличие от пространства обыденности, где всё подчиняется надёжной рутинной неизменности.
В пространстве обыденности зритель застаёт главного героя картины «Ещё по одной» –– Мартина, школьного учителя.
Мартин представляется инертным, безвольным персонажем, который, кажется, скучен даже сам себе. Ему настолько неинтересна собственная судьба, что он фактически не отстаивает себя, когда ученики и их родители обвиняют его в некомпетентности. Автор предоставляет герою возможность «раскрыться» и делает это, используя возможности праздничного пространства. Праздничное пространство располагает к неожиданным действиям, и Мартин, в окружении своих ближайших друзей, «общины», поддаётся общему разгулу. Зритель узнаёт Мартина с другой стороны: оказывается, он не всегда был таким скучным и танцует рок-балет. Очарованные праздничным настроением, друзья решают участвовать в исследовании возможностей положительного воздействия алкоголя на личность.
Попытка переноса «праздничного» в обыденное имеет последствия: ссоры в семье, осуждение соседей, проблемы на работе. Рутина разрушается, но вместо неё ничего не приходит. За несанкционированное веселье приходится платить. Реальность жёстко «отрезвляет». Друг Мартина –– Томми не выдерживает такого положения дел и поэтому погибает. Самоубийство Томми, скорее, похоже на жертвоприношение.
Праздничное пространство традиционно. В праздник Дня рождения отмечается преодоление очередной временной границы. Инес –– героиня картины «Тони Эрдманн» считает, что она может перенести эту «границу» на другой, обычный, день. В свой же истинный день рождения, со своей семьёй, она не может быть самой собой и всячески избегает общения.Инес –– карьеристка и гораздо увереннее чувствует себя в окружении таких же коллег и уважаемых людей. Инес сама изгнала себя из своей настоящей семьи, «общины». Некому даже помочь застегнуть ей молнию на платье. В итоге изысканный, тщательно спланированный праздник превращается в фарс: Инес срывает с себя платье и предлагает всем прибывающим гостям также обнажиться.День своего рождения нельзя выбрать как нельзя сделать профанное сакральным по одному только собственному желанию. Истинное нельзя имитировать. Сакральность празднику возвращает отец героини — Тони Эрдманн, когда появляется на пороге в меховом костюме «кукери» и снимает с дочери «злые чары». Костюм — часть болгарского обряда Кукеры, и его задача заключается в изгнании злых духов, чтобы обеспечить здоровье, плодородие и процветание [4]. Инес бросает нагих гостей, чтобы снова стать часть своей «общины».
Праздничное пространство задаёт перипетию профанного и сакрального.
Пространство праздника –– это социальное пространство, где развивает конфликт индивидуального и коллективного.
Пространство праздника ритуализировано, в нём творится иная реальность по определённым правилам, и нарушение границ этой реальности небезопасно.
Пространство праздника — это иная реальность для героя кинофильма, где проявляются подлинные чувства.

Литература
1. Бахтин М.М. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 545 с.
2. Ванченко Т.П. Смысловая основа массового праздника // Аналитика культурологии. — 2008. — No10. — С. 10–30
3. Мариевская Н. Е. Время в кино. М.: Прогресс-Традиция, 2015. — 336 с.
4. Laura Blum. Costume Designer Gitti Fuchs Tricks Out «Toni Erdmann». URL: https://www.thalo.com/articles/view/1302/costume_designer_gitti_fuchs_tricks_out_toni (2020)

Фильмография
1. «Амаркорд» (1973, реж. Федерико Феллини, сц. Федерико Феллини, Тонино Гуэрра)
2. «Ещё по одной» (2020, реж. и сц. Томас Винтерберг)
3. «Тони Эрдманн» (2016, реж. и сц. Марен Аде).