LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Астрономические и календарные вычисления Ефрема Сирина (IV в.) в христианском и иудейском контексте

Софья Владимировна Фомичева
Докладчик
аспирант
СПбГУ

б/н 16
2023-03-16
17:50 - 18:10

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: поздняя Античность; астрономия в поздней Античности; сирийская христианская литература; Ефрем Сирин; литература Премудрости
Доклад посвящен некоторым календарным и астрономическим сведениям, приводимым сирийским литургическим поэтом Ефремом Сирином в 6-м гимне «О Распятии и других произведениях. В наших исследованиях мы уже показали, какую образность использует Ефрем Сирин для выражения своих астрономических вычислений: он уподобляет себя боговдохновенному писцу-мудрецу  образу, проистекающему из арамейской и еврейской литературы Премудрости. В данном докладе мы сосредоточимся на конкретных астрономических сведениях, используемых сирийским богословом, среди которых продолжительность лунного и солнечного годов, продолжительность лунного месяца, необходимость интеркаляции в календарях и др., и продемонстрируем, чем его сведения и их функция отличаются от современных ему христианских и иудейских астрономических знаний.

Тезисы

Ефрем Сирин (ум. 373) — великий сирийский поэт-богослов, написавший сотни дидактических гимнов-мадрашей, в которых он раскрывает суть христианского учения в поэтической форме. В шестом гимне из цикла гимнов «О Распятии» Ефрем Сирин обращается к проблеме трех дней в хронологии Воскресения Иисуса. Суть проблемы сводится к тому, что в ряде новозаветных пассажей сообщается, что Иисус Христос воскрес «на третий день», «через три дня», а согласно Мф 12. 40 «Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Между тем, в соответствии с евангельскими повествованиями, Иисуса Христа распяли в пятницу, а воскрес Он рано утром в воскресенье. Между пятницей и воскресеньем две ночи, то есть, для счета «трех дней и трех ночей» не достаёт третьей ночи. Подобное «несоответствие» давно занимало умы христианских богословов, которые по-разному пытались ее разрешить. Иустин Философ и Ориген, например, ограничивались тем, что видели здесь божественную тайну и пример чтения Ветхого Завета в свете Нового. Но другие богословы искали более конкретные решения. Так, в сирийской версии «Дидаскалии апостолов» (IV в.?), у сирийского писателя из Персидской империи Афраата (ум. после 345), и у греческого богослова Григория Нисского (ум. 394), встречается интересная интерпретация: три часа тьмы с 6-го по 9-й час, случившиеся в пятницу, когда был распят Иисус, и последовавшие за ними три часа света предлагается рассматривать за целый дополнительный день, состоящий из ночи и дня. В своей недавней статье Блейк Хартунг привлек внимание к тому, что Ефрем Сирин, также отталкиваясь от сходного представления, дополняет его своей оригинальной интерпретацией проблемы трех дней, построенной на определенных астрономических и календарных познаниях [Hartung 2021]. Так, сирийский богослов уподобляет три часа тьмы в пятницу, когда был распят Иисус, трем «избыточным» часам солнечного года, из-за которых солнечный календарь раз в четыре года нуждается в интеркаляции. В нашем исследовании мы рассмотрели возможные источники некоторых представлений Ефрема Сирина, отразившихся в шестом гимне «О Распятии», в контексте иудейской литературы периода Второго Храма [Фомичева 2022]. В частности, мы продемонстрировали, как сирийский поэт-богослов конструирует свой авторитет в данном произведении, опираясь на арамейскую и еврейскую литературу Премудрости. В данном докладе мы продолжаем наше исследование и более подробно рассматриваем астрономические воззрения Ефрема Сирина — сведения о продолжительности лунного и солнечного годов, продолжительности лунного месяца, необходимость интеркаляции в календарях — в контексте знаний, сложившихся к его эпохе. Наша цель заключается в том, чтобы выявить специфику приводимых им вычислений и функцию, которую они несут в гимне. Мы приходим к выводу, что, с одной стороны, используемые сирийским богословом астрономические данные являются характерной приметой многих христианских и иудейских сочинений III–IV вв., что обусловлено бурным развитием календарных вычислений как в христианской, так и в иудейской среде в данный период. В христианской среде необходимость в астрономических и календарных расчетах была связана с  определением даты Пасхи. А гимны «О Распятии» Ефрема Сирина являются частью гимнов «О Пасхе», поэтому, вероятно, пасхальные вычисления были одним из «источников вдохновения» сирийского богослова. Стержнем гимнов «О Пасхе» прп. Ефрема является противопоставление двух великих праздников, еврейского Песаха и христианской Пасхи. В то время, когда некоторые христиане продолжают праздновать Пасху вместе с иудеями 14 нисана, Ефрему Сирину важно создать свой собственный, «правильный» миф о праздновании истинной Пасхи, отделив ее от иудейской. Использование символики из мира астрономии и календаря — важнейшая часть этого «мифа», ведь и иудейский Песах и христианская Пасха неотъемлемо связаны с движением небесных светил. Распятие Иисуса, произошедшее 14-го нисана, в Песах, который праздновался в день полнолуния после весеннего равноденствия, вызывает неизбежные астрономические ассоциации. Луна и Солнце становятся в гимне Ефрема Сирина инструментами антииудейской полемики, которые свидетельствуют об Иисусе: солнце — как символ его Божественности, луна — как символ его человеческой телесности. Дополнительный день, который прп. Ефрем вычисляет в пятницу, меньше остальных дней, точно также, как иудейский народ меньше и презреннее всех остальных народов. С другой стороны, вычисления Ефрема Сирина отражают специфику региона, в котором он жил и создавал свои произведения — северной Месопотамии. Напр., в докладе демонстрируется, что сирийский богослов мог использовать в своих расчетах древний вавилонский «двойной час». А сама функция астрономических вычислений в его произведении заключается в том, что с их помощью он выражает себя как боговдохновенного писца и мудреца, владеющего «тайнами» космоса — образ, глубоко укорененный как в древней вавилонской литературе, так и в еврейских арамейских текстах. В докладе также показывается, что вычисления Ефрема Сирина с использованием «двойного часа» весьма сходны с представленными в «Панарионе» Епифания Кипрского. Это объясняется возможным знакомством последнего с произведениями Ефрема Сирина и/или использованием общей астрономической традиции, восходящей к вавилонской.

Hartung B. The Significance of Astronomical and Calendrical Theories for Ephrem’s Interpretation of the Three Days of Jesus’ Death // Syriac Christian Culture: Beginnings to Renaissance / A. M. Butts, R. D. Young, eds. ‎ Waschington, DC,  2021. P. 37–49.
 
Фомичева С.В. Иудейская литература периода Второго Храма как возможный источник для концепции Ефрема Сирина о боговдохновенном учителе-писце (на примере шестого гимна 
«О Распятии») // Вестник ПСТГУ. Сер.III: Филология. Вып. 73. 2022. С.103–118.