LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Этические категории в поэзии начала ХХ века

Анна Владимировна Гик
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

195
2023-03-17
16:50 - 17:15

Ключевые слова, аннотация

Авторская лексикография; этическая концепция; лексико-семантические группы «хороший»«плохой»
В докладе выстраивается этическая концепция, явленная в поэтическом сознании начала ХХ в. Объектом исследования станут словарные статьи «Словаря языка русской поэзии начала ХХ века». Материалы Словаря говорят об этической установке на «хорошее» художников слова (более тысячи контекстов со словами лексико-семантического поля «хорошо» [Том IX], и не более 150 контекстов поля «плохо» [Том VI]). В задачи исследования входит анализ контекстов с точки зрения описания объектов оценки, анализа синтаксических и стилистических особенностей введения в поэтический текст интересующих нас слов. Мы сможем проиллюстрировать этические ценности человека на примере поэтических произведений: Наш мир, поверь, не так уж плох, Хл911–13; Я в мир вхожу — и люди хороши ОМ935. Предварительно можно сделать вывод, что поэтическое сознание начала ХХ в. опирается на гуманистические принципы добра и справедливости.

Тезисы

Без публикации

В докладе планируется выстроить этическую концепцию, явленную в поэтическом сознании начала ХХ в. Художественное поэтическое произведение не может рассматриваться как нравоучительное пособие. Глубокая и тонкая работа с сознанием читателя и слушателя художественного произведения происходит незаметно, исподволь. Объектом исследования станут словарные статьи Словаря языка русской поэзии начала ХХ в., которые включают в себя стихотворные строки из источников Словаря 
 произведений десяти выдающихся поэтов Серебряного века: И. Анненского, А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, М. Кузмина, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака, В. Хлебникова, М. Цветаевой. В статьях эти строки хронологически упорядочены; они дают возможность судить и о ритмике окружения заглавного слова, и о «приращениях смысла» в нем самом, и об истории слова в поэтическом языке эпохи. Все строки-контексты сопровождаются шифрами; в условной статье соответственно: Анн909, Ахм912, АБ914, Ес915, Куз916, ОМ918, М920, П921, Хл921, Цв935. Словарь демонстрирует разнообразие и выразительность языка поэзии и «художественную память» его слов. Материалы Словаря языка русской поэзии начала ХХ в. говорят об этической установке на «хорошее» художников слова (более тысячи контекстов со словами лексико-семантического поля «хорошо» - хорошо, хорош, хороший, хорошава, хорошеть, хорошеука и др. [Словарь 2022], и не более 150 контекстов поля «плохо»: плох, плохой и др. [Словарь 2015]). В задачи исследования входит анализ контекстов с точки зрения описания объектов оценки, анализа синтаксических особенностей поэтических контекстов десяти авторов начала ХХ в. Мы сможем проиллюстрировать этические ценности человека на примере поэтических произведений. Важно будет отметить, какие объекты наделяются характеристиками — плохой или хороший: Плохо решает задачи Выпитый ветром умок. Ес918; Если ж с часами плохо, / мала календарная мера, / мы говорим – «эпоха»,/ мы говорим - / «Эра» М924. Плохо человеку, / когда он один М924; Наш мир, поверь, не так уж плох, Создав тебя, создав меня! Хл911-13; Плохо сильным и богатым, Тяжко барскому плечу Цв917. Я в мир вхожу — и люди хороши ОМ935. Предварительно можно сделать вывод, что поэтическое сознание начала ХХ века опирается на гуманистические принципы добра и справедливости, что выражается в выборе объектов оценки как хорошие или плохие.
Литература
1. Словарь языка русской поэзии XX века. Том VI: Пе — Радость / Сост.: Григорьев В.П., Шестакова Л.Л. (отв. ред.), Кулева А.С. (ред.), Колодяжная Л.И., Гик А.В., Фатеева Н.А. М.: Языки славянской культуры, 2015. — 968 с. (Studia philologica).
2. Словарь языка русской поэзии XX века. Том IX. Книга 2: Уж  Цезарь / Сост.: Л. Л. Шестакова (отв. ред.), А. С. Кулева.