LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

О составных терминах когнитивной лингвистики с прилагательным «концептуальный»

Людмила Николаевна Донина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2023-03-14
18:40 - 19:20

Ключевые слова, аннотация

концептология; концептуальное поле; терминология когнитивной лингвистики.
В докладе представлены составные термины когнитивной лингвистики, включающие прилагательное «концептуальный». Наряду с существительными «концептум», «концепт», «концепция», они составляют ядро терминологической системы концептологии в понимании профессора В.В. Колесова. Наличие в составе термина прилагательного «концептуальный» относит термин к сфере когнитивной лингвистики с большей вероятностью, чем само понятие-существительное (последнее почти всегда многозначно). Основное внимание уделено пониманию двухсловных терминов «концептуальный анализ», «концептуальный квадрат», «концептуальные формы», «концептуальное значение», «концептуальное содержание», «концептуальные связи», «концептуальное объединение», «концептуальная система», «концептуальная структура» и др., но рассмотрены и некоторые термины более сложного состава («концептуальный каркас содержательной формы», «концептуальное поле коллективного сознания»).

Тезисы

В исследовании представлен анализ составных терминов когнитивной лингвистики, включающих прилагательное  «концептуальный». Наряду с существительными «концептум», «концепт», «концепция», они составляют ядро терминологической системы концептологии в понимании профессора В.В. Колесова. Названные термины-существительные с корнем — концепт — определены ученым; описаны им и отношения между ними: «Концепция есть экспликация концептума через концепт» [Колесов 2021: 14-15]. Для более полного представления взглядов ученого необходимо обратить внимание и на употребление им однокоренного прилагательного. Материалом исследования являются монографии проф. В.В. Колесова [Колесов 2019; Колесов 2021] и другие его работы, посвященные когнитивной лингвистике. Наличие в составе термина прилагательного «концептуальный» относит термин к сфере когнитивной лингвистики с большей вероятностью, чем само определяемое им понятие-существительное (последнее почти всегда многозначно). Основное внимание уделено пониманию двухсловных терминов: «концептуальные формы», «концептуальное значение», «концептуальный смысл», «концептуальное содержание», «концептуальная структура», «концептуальное единство», концептуальное зерно», «концептуальное ядро», «концептуальные признаки» и др. Рассмотрены также некоторые термины более сложного состава («концептуальное поле сознания», «концептуальный каркас содержательной формы», «концептуальное состояние мира»).
Большая часть этих терминов  принадлежит к области методологии когнитивных исследований, в первую очередь, это такие термины, как «концептуальный анализ», «концептуальный квадрат», «концептуальная парадигма», «концептуальная категория» и под., поэтому от их понимания зависит сама возможность изучения концептов в русле научной школы проф. В.В. Колесова. Извлечь все употребления важнейших терминов из трудов автора и проанализировать их с помощью разработанного им метода  значит облегчить задачу анализа концептов будущим исследователям. Так, обучение студентов построению «концептуального квадрата», в котором в единстве представлены такие содержательные формы целого, как образ, понятие, символ, позволяет задействовать их интуицию для выявления сущности обсуждаемого предмета. При этом разработана процедура, которая предполагает оперирование всего двумя признаками: предмет (референт R) и предметное значение (денотат D), в результате возможны четыре комбинации этих признаков (их наличия или отсутствия). Наглядное представление в виде геометрической фигуры облегчает введение «четвертого измерения» — концептума. Обнаружив в слове образное, понятийное, символическое содержание, студенты обычно стремятся немедленно применить новое знание, проверяя сначала все вокруг себя (стол, рука, окно, волос, сердце, мама), вскоре «добираются» до ключевых слов культуры, учатся различать, в каком контексте используется образ, в каком – символ, понимают, насколько разным будет восприятие смысла слова в тексте в зависимости от особенностей его предъявления адресату в одной из содержательных форм концепта. Введение понятия «концептуальный квадрат» (даже в качестве единственного фрагмента знаний о концепте) возможно при преподавании самых разных лингвистических дисциплин, в нашем педагогическом опыте студенты проверяли таким образом и этикетные формулы, и манипулятивные тактики общения, и выразительность тропов; обнаруживали различия в судьбе заимствованного термина (обычно гиперонима) и слова с русским корнем, которое благодаря неисчерпаемости концепта способно развиваться; самостоятельно формулировали тезис об опасности вытеснения исконного слова заимствованным во всех функциональных стилях; на занятиях по лексикографии замечали, что в толковых словарях приводятся понятия и образы, но не символы и концепты, при изучении словообразования осознавали, что «концептуальное ... родство замечается у слов общего корня» [Колесов 2021: 232]. Конечно, понимание процедур «концептуального анализа текста" требует уже более глубокого погружения в предмет, временных затрат и интеллектуальных усилий, но именно такой анализ «позволяет проникнуть в глубинные основания ментальности» [Колесов 2021: 285, 589], а потому популяризация идей петербургской школы когнитивной лингвистики проф. В.В. Колесова остается актуальной задачей.
В дальнейшем следует также попытаться установить связи и взаимоотношения рассмотренных терминов, для этого есть основания, например, описывая русское понимание «причинности", В.В. Колесов  указывает на «последовательность вхождений одного в другое": «... концептуальный квадрат, становясь ментальной парадигмой, входит в широкое концептуальное поле человеческого сознания» [Колесов 2021: 98]. Некоторые из двусловных терминов, таких, как «концептуальные связи», «концептуальное объединение», «концептуальная система», «концептуальный ряд», ориентированы как раз на описание объединений концептов с разными системными отношениями между конструктивными, ментальными, содержательными концептами.
Литература:
Колесов В.В. Концептуальное поле русского сознания. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 612 с.
Колесов В. В. Основы концептологии. СПб.: Златоуст, 2019. 776 с.