LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Синица зинька: внутренняя форма и символическое значение диалектизма.

Ирина Викторовна Якушевич
Докладчик
профессор
Московский городской педагогический университет

412
2023-03-15
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: синица; диалектизм; внутренняя форма; символическое значение.
Аннотация: доклад посвящен реконструкции символического значения диалектного названия синицы 
— зинька. Синкретичный общеславянский корень *zě- (или *zi), в котором две семы — ‘отверстие’ и ‘быстрота’ — мотивировал следующие символические значения: зинька материализует 1) солнечный свет, 2) воспринимающее его человеческое зрение, 3) звук и распространяемую им весть; 4) ‘время’, 5) ‘счастье’, 6) ‘охота и рыбалка’.
Keywords: tit; dialecticism; internal form; symbolic meaning.
Abstract: the report is devoted to the reconstruction of the symbolic meaning of the dialect name of the tit — zinka. The syncretic common Slavic root *zě- (или *zi),, in which two semes — ‘hole’ and ‘speed’  motivated the following symbolic meanings: zinka materializes 1) sunlight, 2) human vision perceiving it, 3) sound and the message it spreads; 4) ‘time’ ; 5) ‘happiness', 6) ‘hunting and fishing’.

Тезисы

Актуальность исследования обусловлена значимостью анализа диалектного наследия, хранящего крупицы национального менталитета, формирование целостного представления о котором особо значимо в эпоху агрессивной техногенной цивилизации. Научно-методологическую основу настоящего исследования составили работы, посвященные 1) внутренней форме слова: А.А. Потебни, В.В. Колесова; 2) орнитологическим наблюдениям за синицей Г.П. Дементьева и Н.А. Гладкова. В классическом учении А.А. Потебни внутренняя форма слова – основной источник символического значения слова. Так, внутренняя форма слова синица возникает как отношение 1) перцептивного образа птицы, представленного как совокупность его признаков (небольшая, юркая, с опереньем синего, желтого и черного цвета и др.) и 2) этимона диалектного слова зинути (‘раскрыть что-либо’). Под символизацией мы будем подразумевать процесс ассоциативного опредмечивания перцептивно-обобщенным образом или его деталями некоей другой, мало исследованной человеком реальности (‘зрение’, ‘мир’, ‘смерть’, ‘душа’ и пр.). Полученное в результате значение и следует называть символическим. Диалектизм зинька встречается в вятских, симбирских и оренбургских говорах [СРНГ: т. 11, с. 283]. В.В. Бианки, знаменитый детский писатель и орнитолог Зоологического музея РАН, описал зиньку как повсеместно распространенную большую синицу  главную героиню повести-сказки «Синичкин календарь».  
1. Зинька  зрение. В основе этого значения лежит диалектный глагол зинуть. Различные значения этого слова последовательно выдвигают две мотивационные семы: 1) отверстие и 2) быстрота. В основе слова  о.-с. корни *zě- или *zi, восходящим к и.-е. *gˈhē ‘зевать, зиять’. Таким образом, речь идет об «отверстиях» лица – глазах и рте. Сам глагол зинути многозначен: 1) ‘закричать’ (рот как отверстие), 2) ‘выстрелить’ (быстрота), 3) ‘сглазить’. Тот же корень в других диалектных названиях глаз: зины, зéно, зéны,  зéнка, зéнички, зéночки   как названия глаз [СРНГ: т. 11, с. 283, 263]. Значимость мотивации семой зрения подчеркивается диалектизмом слепýх. Черная «повязка» или «шапочка» на глазах птиц  отличительная черта всех слепухов [3, т. 38, с. 269].
2. ‘Солнечный свет’. «зинь» было отождествлено по созвучию народной этимологией с корнем син- (‘синий’). Значение света, огня корня зин- заложено в диалектном слове зинуть в значении ‘загореться, вспыхнуть’. Символическое значение зрения связано с языческим отождествлением солнечного огня и органа зрения, глаза, воспринимающего свет.
3. ‘Звук, весть’. Значение мотивировано одной из семантических ветвей корней *zě- или *zi  значением ‘зевать, открывать рот’. Семантика звука, заложенная этимологически в корне зин-, поддерживается звукоподражательными ассоциациями в словах: зинзивéр (Казан.) [СРНГ: т. 11, с. 283], зéнчик. В мифологическом мышлении звуки, издаваемые синицей, становятся вещим «словом», доброй вестью или наоборот. По народному поверью, синица может сказать, быть ли задуманному, ждать ли счастья или беды. Именно поэтому синицу еще называли девятислóвой.
4. ‘Время’. Значение вторично по отношению к ‘солнечному свету’. А.Ф. Лосев писал о символе как о самопорождающей модели [Лосев 1976: 86], продуцирующей цепочку означающих и означаемых: (1) [з'и́н'къ] — (2) ‘синий’ — (3) солнечный свет — (4) время — (5) зима, весна, осень. Символическое значение времени заключено в русской загадке, где синица обозначает неделю. Традиционно синица — вестник весны. Семантика весны, возможно, заложена во внутренней форме: по одной из версий, названия большой синицы — звукоподражание характерному и узнаваемому пению самца «си-си-сю, си-си-сю» весной. В другое время у нее другие позывные, как, например, у старых птиц «пинь-пинь» или у молодых «ти-ти-ти» [Дементьев 1956: 731]. Новосибирская синица ледоломка названа по существительному ледолом – весеннему празднику, когда на больших реках начинается ледоход: Синичку ледоломкой звали: как прилетит, значит, ледолом начнется скоро [СРГН: т. 16, с. 323].
5. ‘Житейское счастье, удача’. Как и предыдущее символическое значение, это тоже результат цепочечной символизации: (1) [з'и́н'къ] — (2) ‘синий’ — (3) солнечный свет — (4) счастье. Живущая зимою рядом с человеком, синица противопоставлена перелетным птицам. Синица приносит маленькое житейское счастье, близкое и доступное, не всегда правильно оцененное. В то время, как журавль или соловей, улетающие в Ирий, приносят большое счастье, но недоступное: Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки! / Синица в руках лучше соловья в лесу. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки!
6. ‘Охота и рыбалка’. Это символическое значение связано с именами священномученика епископа Егейского Зиновия, и его сестры — Зиновии, живших в III в. в Каппадокии. На Руси в день памяти этих святых, 30 октября (по старому стилю), отмечали Синичкин день — праздник прилетевших на зиму синиц, щеглов, чечеток, свиристелей, снегирей и др. Этот праздник назывался день Зиновия-синичника. Русский Зиновий был покровителем охотников и рыболовов. Итак, в слове зинька внутренняя форма обусловлена синкретичным общеславянским корнем *zě- (или *zi), в котором две семы — ‘отверстие’ и ‘быстрота’ — мотивировали следующие символические значения: 1) солнечный свет, 2) воспринимающее его человеческое зрение, 3) звук и распространяемую им весть. Символические значение ‘солнечный свет’ подвергается последующему (по цепочке) мифологическому осмыслению становится источником еще двух символических значений  4) ‘время’ и 5) ‘счастье’. Источником символического значения 6) ‘охота и рыбалка’ является народная этимология.
Литература
1. 
Дементьев Г. П., Мекленбурцев Р. Н., Судиловская А. М., Спангенберг Е. П. Птицы Советского Союза: в 6 т. М.: Советская наука, 1954. Т. 5. 480 с.
2. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.
3. СРНГ: Словарь русских народных говоров / гл. ред. Ф. П. Филин (т. 1–23), Ф. П. Сороколетов (т. 24–46). М.; Л.; СПб.: Наука.