LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Особенности психотерапевтического дискурса в произведениях художественной литературы. Psychotherapeutic Discourse in the Fiction Books

Анна Александровна Рыженкова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

182 ОНЛАЙН
2023-03-16
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

В статье рассмотрено, как психотерапевтический дискурс интегрирован в художественные произведения, какие особенности характерны для данного вида дискурса в литературных произведениях. Сложность работы с консультативным дискурсом вызвана конфиденциальностью сессий. Материал художественной литературы позволяет изучить, как строится психотерапевтический дискурс, какова роль участников в создании дискурса и проследить динамику беседы.
Ключевые слова: психотерапевтический дискурс
; текст; интерпретация; понимание.
The article considers how the psychotherapeutic discourse is integrated into fiction.
The characteristics of the “mixed” discourse are in the focus of analysis. It is challenging to study this type of the discourse as sessions are confidential. The material of fiction makes it possible to reveal the structure of the discourse, the role of participants in creating the discourse and the dynamics of the talk.
Key words: psychotherapeutic discourse; text; interpretation; understanding.

Тезисы

Дискурс  это «речь, погруженная в жизнь», в совокупности лингвистических и экстралингвистических параметров, дискурс складывается из текста и ситуации реального общения. [Макаров 2003: 87]. В статье рассмотрено, как психотерапевтический дискурс (ПД) интегрирован в художественные произведения, и какие особенности характерны для данного вида дискурса в литературных произведениях. Писатели, давая описания психологических сессий в своих рассказах и романах, совмещают несколько типов дискурса: художественной литературы, разговорный и психотерапевтический. ПД определяется Е. Е.Сапоговой как «комплекс разнообразных личностных текстов (вербально и невербально выраженных), функционирующих в ситуации особого профессионального взаимодействия психолога и клиента, организованного «здесь-и-теперь» для решения проблемы клиента». [Сапогова 2008: 75]. Однако в литературном тексте ПД представлен в трансформированном виде. Изучение такого «смешанного» дискурса вызывает интерес не только в связи с ростом популярности психологии. Сложность работы с консультативным дискурсом вызвана закрытостью и конфиденциальностью психологических сессий: транскрипты сессий доступны только психологам и психотерапевтам с согласия клиентов или пациентов. Материал художественной литературы позволяет заглянуть в кабинет психотерапевта и изучить, 1) как строится психотерапевтический (консультативный) дискурс, 2) каков вклад психотерапевта и клиента в создание текста, 3) проследить динамику беседы.Структура психотерапевтического дискурса предполагает диалог консультанта и клиента (в случае личной терапии) и полилог (в случае групповой терапии). По тематике обсуждаемые ситуации представляют собой проблемы, с которыми приходят клиенты к терапевту. В ПД важно не только то, ЧТО сказано, но и КАК (в какой форме, какой интонацией), ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, КОМУ сказано и пр.
К особенностям психотерапевтического дискурса, интегрированного в художественный текст, можно отнести следующие:
1) ПД строится по законам разговорного жанра, но в художественном тексте имеет некоторые особенности. С одной стороны, разговор спонтанен и заранее не спланирован. Но художественный текст лишь имитирует эту спонтанность, в действительности писатели тщательно выверяют каждую реплику в диалоге героев. Кажущаяся спонтанность — это колоссальная работа автора по созданию разговора, похожего на реальную живую речь.
2) Доля речи клиента в диалоге значительно больше, чем терапевта. Клиент говорит, терапевт слушает и интерпретирует. Это связано со «снижением персональности со стороны терапевта, который стремится сознательно ограничить активность в разговоре, и усилением персональности клиента, которому терапевт предлагает высказывать свое мнение, описывать свои чувства» (Сапогова).
3) В ПД сослагательное наклонение и модальность занимают значительное место в общем тексте при интерпретации терапевтом сказанного клиентом. (видимо, возможно, вероятно).
4) Речь терапевта нейтральна. Речь клиента эмоциональна.Терапевт в беседе использует техники. Для терапевта существуют правила, по которым он строит беседу, задает ее вектор:
— терапевт задает вопросы, уточняет, переспрашивает. Клиент рассказывает.
— терапевт переформулирует слова клиента, использует перефразировку, обобщает и структурирует беседу. Речь клиента может быть спонтанной, эмоциональной и неструктурированной.
— терапевт не дает советы, не поучает, не морализирует. Его речь может быть эмпатичной, сочувственной. Речь терапевта должна быть нейтральной. Речь клиента может быть эмоциональной, сумбурной или сдержанной, логичной (в зависимости от образования, социального положения, структуры характера, темперамента клиента).
— Каждое слово взвешено, отфильтровано терапевтом. Терапевт испытывает много чувств, у него много мыслей, но делится он только теми мыслями и чувствами, которые имеют отношение к цели терапии. В ПД, интегрированном в художественный текст, читатель видит не только переживания клиента, но и терапевта. Внутренняя речь отражает мысли и чувства, которые терапевт не произносит вслух, но которые эксплицируются в ткани художественного повествования при помощи слов «подумал», «почувствовал» и др. В условиях реального ПД от клиента скрыты мысли  и чувства терапевта. Участники коммуникации слышат только реальные фразы. Клиент может догадываться о чувствах и мыслях терапевта по невербальным знакам (мимике, голосу, интонации, позе), но не может знать о них наверняка. В ПД, интегрированном в художественный текст, читатель видит, что происходит с терапевтом или клиентом, а не только полагается на догадки. Это одна из особенностей Д. — видеть «закулисье» — мир чувств, мыслей, событий, о которых прямо не говорится на сессии. Для этого в художественном тексте используются описания, внутренняя речь персонажа (терапевта), развитие истории на фоне каких-либо событий, т.е. нарратив. 
В статье представлены и другие особенности ПД на материале рассказов Ирвина Ялома, Рэя Брэдбери, С.Фицджеральда.
Литература:
1. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М. Прогресс, 1989. — 312 с.
2. Карасик В. И. Язык социального статуса. — М., Гнозис, 2002. — 333 с.
3. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс.  Волгоград , 2002.
4. Макаров М. Л., Основы теории дискурса. — М., 2003.
5. Сапогова Е. Е. Психологическое консультирование. М., Академия, 2008.