LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

«Мемуары американской леди» и эссеистика Энн Грант в контексте трансатлантического романтизма

Юлия Михайловна Барабанова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский Академический университет

171
2023-03-17
19:00 - 19:20

Ключевые слова, аннотация

трансатлантический романтизм; коллективная память; мемуары; историческое повествование
В докладе анализируются «Мемуары американской леди» (1808) и эссеистика шотландской писательницы Энн Грант (17551838) как выражение коллективной памяти в контексте трансатлантического романтизма, а также сопоставляются их жанровые особенности и основные темы с произведениями ее современников Вашингтона Ирвинга и Вальтера Скотта, в творчестве которых также актуализируются проблемы исторического самосознания и национальной идентичности.
transatlantic romanticism; collective memory; memoirs; historical narrative
This paper considers "Memoirs of an American Lady" (1808) and essays by the Scottish author Anne Grant (1755-1838) as an expression of collective memory in the context of transatlantic romanticism through comparing their genre and key themes with those of her contemporaries Washington Irving and Walter Scott whose works also focus on the problems of historical consciousness and national identity

Тезисы

Современные исследования литературы определенных эпох все больше ориентированы на включение национальных художественных движений в более широкий международный контекст, в котором рассматриваются не только взаимные влияния и параллели, но и некие общие тенденции в развитии мировоззренческих установок и стилей. В рамках такого подхода объектом пристального внимания становятся фигуры второго ряда, к числу которых можно отнести шотландскую писательницу Энн МакВикар Грант (17551838), чьи мемуары, письма и эссеистика были высоко оценены современниками (включая Вальтера Скотта). Британский исследователь Кеннет Макнил рассматривает ее творчество в рамках шотландского романтизма, который он включает в более широкую концепцию «атлантического мира» [McNeil 2020]. В своем литературном творчестве Энн Грант запечатлела региональные культурные особенности колониальной Америки и горной Шотландии через описание местных нравов, жизненного уклада и взаимоотношений разных общин. При этом ее сочинения пронизаны ощущением перемен, происходящих на периферии Британской империи. Литературное творчество Энн Грант во много предопределено ее биографией. В раннем детстве она с матерью отправляется в Америку вслед за отцом, британским офицером, и десять лет они живут в новоголландской провинции Олбани в смешанном сообществе голландцев, шотландцев, англичан и индейцев. В 1779 г. Энн выходит замуж за Джеймса Гранта, священника из Лаггана в горной Шотландии, где она занимается изучением гэльского языка, легенд, обычаев и традиций горных шотландцев. После смерти мужа она переезжает в Эдинбург, где ее принимают в высших литературных кругах. В 1803 г. она публикует «Письма с гор» («Letters from the Mountains»), а в 1811 выходят «Очерки о суевериях шотландских горцев» («Essays on the Superstitions of the Highlands»). Ее письма, которые скорее можно отнести к жанру путевых очерков, и эссе о горной Шотландии в значительной степени способствовали сохранению памяти об относительно недавнем прошлом и формированию шотландской идентичности на фоне происходящих радикальных изменений в этом периферийном регионе Британской империи. Известность Энн Грант принесли «Мемуары американской леди» (1808), написанные на основе ее детских воспоминаний о жизни в колониальной Америке. Вышедшие спустя сорок лет после возвращения Грант в Шотландию эти мемуары представляют собой литературную реконструкцию впечатлений ее детства и «исторический» нарратив о жизни голландской общины Олбани, основанный на рассказах и воспоминаниях мадам Шуйлер, которая покровительствовала Энн Грант. Эта книга стала своего рода воплощением «коллективной памяти», (этот концепт использует К. Макнил, характеризуя свойственный романтикам подход к истории), понимаемой как важнейший фактор формирования национальной идентичности. Примечательно, что опубликованная в 1809 г. «История Нью-Йорка» Вашингтона Ирвинга, которая отчасти пересекается с «Мемуарами» Энн Грант, создается на совершенно иных принципах – использовании вымышленного историка-повествователя и всеобъемлющей иронии, доходящей до бурлеска (по определению Пола Джайлза [Giles 2001]), но при этом демонстрирует аналогичную связь прошлого с настоящим, выражающуюся в смещении временных и пространственных границ, которое предопределяет изменения национальной идентичности. Этот исторический сдвиг наиболее очевиден в рассказе «Рип Ван Винкль» из «Книги эскизов» Ирвинга. У нас нет свидетельств знакомства Ирвинга с литературными трудами Энн Грант, но можно предположить, что он по крайней мере слышал о ней от Вальтера Скотта, который  упомянул ее в послесловии к роману «Уэверли или шестьдесят лет назад» (1814), подчеркнув при этом свое отличие от нее: «… описание преданий, данное многоуважаемой и остроумной миссис Грант из Лаггана, по характеру своему коренным образом отличается от вымышленного повествования, которое я пытался создать» [Скотт 1990: 483]. Вместе с тем в «Уэверли», как и в других своих исторических сочинениях, например в «Хрониках Кэнонгейта» (1827) для «оживления» истории Скотт использует тот же принцип «коллективной памяти», рассказывая о событиях, известных повествователю по воспоминаниям людей, которые были их свидетелями. Этому принципу следует и Вашингтон Ирвинг в «Книге эскизов» (особенно в рассказе «Рип Ван Винкль»), исследуя тему живой памяти о недавнем прошлом в контексте исторических событий, стремительно меняющих привычный уклад жизни и самосознание людей. Ключевой темой (помимо связи прошлого и настоящего), объединяющей творчество столь разных авторов, как Энн Грант, Вашингтон Ирвинг и Вальтер Скотт, является подвижность пространственно-временных границ. Если у Ирвинга эта тема разрабатывается, с одной стороны, как включение британской культуры, европейского и колониального прошлого в процесс формирования американского самосознания, а с другой – как расширение собственно американского пространства, то у Грант и Скотта на первый план выходит стремление сохранить исторические и культурные корни шотландской идентичности и переосмыслить ее в условиях трансформации Британской империи и смещения границ между центром и периферией. Определенные точки соприкосновения и параллели в произведениях столь разных авторов свидетельствуют о возникновении трансатлантического измерения в англоязычной литературе.
Литература:
1. McNeil K. Scottish Romanticism and Collective Memory in the British Atlantic. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2020.
2. Giles P. Transatlantic Insurrections: British Culture and the Formation of American Literature, 1730-1860. University of Pennsylvania Press, 2001.
3. Скотт В. Собрание сочинений в восьми томах. Том 1. М.: Издательство «Правда», 1990.