LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

К вопросу о квалификации гласных в немецких учебниках по грамматике и стилистике XVIII века/ Vowels as described in German eighteenth-century manuals of grammar and stylistics

Константин Анатольевич Филиппов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Андрей Константинович Филиппов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

214
2023-03-16
18:40 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

Фонетика; немецкий язык XVIII века; немецкое Просвещение; слоговая структура слова; немецкие гласные.

Исследование посвящено способам описания гласных в учебниках И.Хр. Готшеда и И.Хр. Аделунга. Оба исследователя отмечают зависимость произношения от количества слогов в слове. При этом Готшед обращает первоочередное внимание на длительность гласного, а Аделунг делает акцент на морфемной структуре и на месте ударения в слове.

Тезисы

Научное наследие Л.А. Вербицкой выходит далеко за рамки изучения феноменов русского языка. Её общенаучные взгляды применимы к исследованию языковых явлений на материале разных языков в разные периоды их развития. В данном конкретном случае мы говорим о таком частном явлении теории немецкой фонетики, как описание немецких гласных в учебниках немецкого языка эпохи Просвещения. Ср.: «При изучении языка лингвист неминуемо сталкивается с двумя видами явлений, имеющих одинаково важное значение. Это, во-первых, свойства данного языка как системы (внутренние свойства); во-вторых, социолингвистические и психолингвистические факторы, связанные с функционированием данного языка в определенном языковом коллективе в определенный период времени (внешние факторы). Строгое и последовательное противопоставление внутренних и внешних факторов едва ли возможно ввиду тесной связи и взаимообусловленности их в жизни языка» [Вербицкая 2002: 118].
Одним из непререкаемых постулатов общей фонетики выступает признание гласных фонем в качестве вершины слога. Это мнение разделяют как отечественные, так и зарубежные ученые; ср.: «Наиболее общим для разных языков признаком, различающим гласные и согласные, является их роль в слогообразовании: гласные образуют вершину слога, согласные — сопутствующие элементы» [Бондарко, Вербицкая, Гордина 2004: 23]. Соответственно, «слогом называется сочетание гласного с одним или несколькими согласными, которое составляет определенную звуковую единицу; слог может состоять и из одного гласного [Там же: 103]. Ср. также: «Структура слов языка основывается прежде всего на изучении структуры слога. Слог состоит из обязательного ядра слога и слоговой границы (обычно необязательной). Ядро слога обычно состоит из гласного. Это может быть любой тип гласного, который встречается как фонологическая категория в рассматриваемом языке <…> Граница слога обычно состоит из одного или нескольких согласных, предшествующих и/или следующих за ядром слога [Ternes 1987: 170–171].
Материалом настоящего исследования послужили учебники по грамматике и стилистике немецкого языка двух наиболее известных ученых-просветителей в Германии XVIII века — И. Хр. Готшеда (Grundlegung einer deutschen Sprachekunst, 1748; Versuch einer Сritischen Dichtkunst, 2. Aufl. 1737.) и И. Хр. Аделунга (Deutsche Sprachlehre, 1781; Umständliches Lehrgebäude der deutschen Sprache, 1782; Über den deutschen Styl, 1785).
Цель настоящего исследования — выявить некоторые особенности описания гласных фонем немецкого языка в интерпретации двух выдающихся филологов XVIII века И. Хр. Готшеда и И. Хр. Аделунга.
В качестве примера разного подхода к описанию гласных мы выбрали фрагмент, касающийся правил произнесения гласных в суффиксальных морфемах -bar, -haft, -heit, -keit, -lein, -lich, -nis, -sal, -sam, -schaft и пр., занимающих финальную позицию в слове.
Так, Готшед различает следующие случаи: а) в двухсложных словах после первого долгого слога (nach einer langen Sylbe) используется краткий гласный (sind sie kurz); б) в многосложных словах после краткого слога (nach einer kurzen Sylbe) может использоваться долгий гласный (können sie lang werden); в) но, по мнению Готшеда, этот гласный может быть также кратким, так как в дактилических стихах они могут оставаться краткими (Ich sage, sie können lang werden; denn in daktylischen Versen können sie auch hier kurz bleiben) [Gottsched 1748: 477].
Напротив, Аделунг предлагает свою трактовку произнесения этих суффиксальных морфем. При их фонетической характеристике ученый предпочитает оперировать тональными признаками: а) в производных словах, состоящих из корневых морфем, суффиксы -bar, -chen, -haft, -heit, -keit, -lein, -ley, -niß, -sal, -sam, -schaft, -thum получают побочное ударение (einen halben Ton), особенно заметное в финальной позиции в слове; ср.: óffenbár, óffenbáren, tä́ndelháft, Bedrä́ngnísse, Á́lterthǘmer, Trǘbfále. В то же самое время суффиксы -lich, -sel, -zig, -ßig остаются без ударения (tonlos). В этом ряду особое внимание Аделунг уделяет суффиксу –lich, получающему побочное ударение (einen halben Ton) в тех случаях, когда главное ударение падает на четвертый слог с конца слова (wenn der Hauptton auf der vierten Sylbe vom Ende liegt), так как, по его мнению, расположение трех безударных слогов подряд противоречит природе немецкого языка (wenn drey tonlose Sylben hinter einander wider die Natur der Deutschen Sprache seyn würden); ср.: verä́nderlíche, vä́terlíche, lä́cherlíche [Adelung 1781: 73–74].
Приведенные примеры демонстрируют разницу между подходами двух представителей немецкого Просвещения к описанию гласных фонем немецкого языка. Они оба фокусируют внимание на особенностях произношения гласных звуков в зависимости от количества слогов в слове, однако Готшед обращает первоочередное внимание на длительность гласного, в то время как Аделунг делает акцент на морфемной структуре слова и на месте ударения в нем. В данном случае мы наблюдаем столкновение фонетических явлений, свойственных также для современного немецкого языка. Так, Л.Р. Зиндер определяет немецкое словесное ударение как музыкально-динамическое, но в то же время указывает, что известную роль в нем играет также квантитативный компонент (см. [Зиндер 1997: 151)].

Литература
1. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. 4-е изд. СПб.; М., 2004.
2. Вербицкая Л.А. Языковая норма: реальность или вымысел? // Проблемы и методы экспериментально-фонетических явлений. К 70-летию профессора кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков Л.В. Бондарко / Отв. ред. Н.В. Вольская, Н.Д. Светозарова. СПб., 2002.
3. Зиндер Л.Р. Теоретический курс фонетики современного немецкого языка: Учеб. пособие. СПб., 1997.
4. Ternes E. Einführung in die Phonologie. Darmstadt, 1987.