LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Современные подходы к созданию лексического минимума (уровень В2/ТРКИ-2)

Наталия Михайловна Марусенко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн 216
2023-03-17
19:00 - 19:15

Ключевые слова, аннотация

На круглый стол Центра тестирования
Ключевые слова: РКИ; лексический минимум; лингводидактическое описание; словари активного типа.
Аннотация: Доклад посвящен современным подходам к составлению лексического минимума ТРКИ, Обращение к словарям активного типа и материалам Национального корпуса русского языка позволяет подойти к созданию лексического минимума, учитывая достижения современной лингвистики, что дает представить реальное функционирование слов в речи.

Тезисы

На круглый стол Центра тестирования
Коллегами из МГУ разработано Лингводидактическое описание элементарного уровня владения языком. Коллектив преподавателей кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания работает СПбГУ разработал лингводидактического описания компетенций в сфере РКИ. Цель данного проекта состояла в представлении гипотетической модели речевого поведения иностранца на уровне В2 владения РКИ с учетом достижений лингвистики и методики преподавания РКИ последних лет в контексте современной теории коммуникации и когнитивистики. При этом речевая деятельность рассматривается как главная задача обучения, а текст как единица порождения и восприятия речи. В основу лигводидактического описания положен тематический принцип. Каждая тема, соотносимая с коммуникативными потребностями иностранцев, проецируется в разные сферы общения (социально-бытовую, социокультурную, официально-деловую) и рассматривается в парадигме текстов определенных типов (нарратив и ментатив) и жанров. Тексты-нарративы опираются на набор стабильных фреймов, осуществляя прямую связь с внешней действительностью, а тексты-ментативы ориентированы в сферу сознания. Также можно выделить тексты-эмотивы. В существующих на сегодняшний день государственных образовательных стандартах, в которых сформулированы требования к умениям в области речевой деятельности в сфере русского языка как иностранного, не представлены принципы отбора лексики, которая подлежат освоению на том или ином уровне владения языком. Именно поэтому одна из задач, стоящая перед разработчика лингводидактического описания, — отбор и презентация лексики. В рамках данного проекта лексика была представлена с опорой на ряд словарей, ориентированных на развитие коммуникативных навыков,  а также на материалы Национального корпуса русского языка: «Большой универсальный словарь русского языка» под ред. В.В. Морковкина (2016), «Словарь сочетаемости слов русского языка» под ред. П.Н. Денисова и В.В. Морковкина (2002) и «Активный словарь русского языка» под ред. Ю.Д. Апресяна, авторы которого в процессе работы опирались на опыт европейских лексикологов, а также на «Словарь сочетаемости» (к сожалению, вышло всего лишь несколько выпусков словаря, поэтому в нашей работе мы использовали первые два источника). Все три словаря по сути являются словарями активного типа, задача которых заключается в том, чтобы «обеспечить нужды говорения, или, более широко, нужды производства текстов» [Активный словарь русского языка 2014: 6]. В основе таких словарей лежит принцип интегрального описания языка, в рамках которого «полное лексикографическое описание слова должно включать в себя характеристику его сочетаемостных ограничений — лексических, семантических или референционных» [Апресян 1995: 300]. В «Большом универсальном словаре», предназначенном для преподавателей русского языка как родного, как иностранного, а также для всех лиц, изучающих русский язык, представлено в алфавитном порядке около 30000 наиболее употребительных слов всех частей речи, составляющих лексическое ядро русского языка. В словаре широко представлена сочетаемость заголовочных слов. «Словарь сочетаемости слов» (2500 словарных статей) является полным лексикографическим описанием сочетательных свойств наиболее употребительных слов русского языка. При создании словаря использовались как объективные критерии (частотные списки), так и коллективная оценка слова с точки зрения его тематической, ситуационной и сочетательной ценности. В нем прослеживаются все виды синтаксических связей: согласование, управление и примыкание. Основным содержанием словарных статей являются ряды свободных сочетаний, в которые входит заголовочное слово — существительное, прилагательное, глагол. Предназначен для специалистов-филологов, а также всем, кто изучает русский язык. Многие исследователи предлагают описывать именно лексико-тематические группы лексики, поскольку они обладают большим обучающим потенциалом, особенно когда речь идет о разговорной речи. Так, Л.П. Крысин отмечает, что «наибольшая специфич­ность разговорной речи и, в частности, ее лексики прояв­ляется в обозначении жизни и деятельности человека — его ежедневного быта, его пита­ния, здоровья, физического и психического состояния, его отношений с другими людь­ми, тех ситуаций, в которых он осуществля­ет свою повседневную деятельность» [Крысин 2011:341]. Именно поэтому исследователь предлагает рассматривать лексику соответствующих тематических групп.      
Список использованной литературы
1. Активный словарь русского языка / отв. ред. Ю. Д. Апресян. Т. 1. А–Б. М.: Языки славянской культуры, 2014. 408 с.
2. Активный словарь русского языка / отв. ред. Ю. Д. Апресян. Т. 2. В–Г. М.: Языки славянской культуры, 2014. 736 с.
3. Апресян Ю.Д., Интегральное описание языка и системная лексикография. Интегральное описание языка и системная лексикография. Избранные труды. Т. II. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 766 с. 
4. Крысин Л.П. Человек в зеркале русской разговорной речи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского, 2011, №6(2), с.341–343.