LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Концепция «жизненного цикла» в раннем творчестве А. Битова

Шаньшань Чэнь
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2023-03-18
18:05 - 18:25

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: жизненный цикл; А. Битов; культурное наследие
Аннотация: жизненный цикл как процесс рождения, развития, старения и смерти всего сущего — это постоянное определение. В литературе жизненный цикл часто ассоциируется с размышлениями писателя о жизни и смерти, а в творчестве Битова жизненный цикл рассматривается как продолжение цивилизации и жизненной силы. В данной статье анализируется феномен передачи жизненного цикла в ранних рассказах Битова.

Тезисы

Жизненный цикл — это изначально биологическое понятие, обозначающее процесс рождения, развития, старения и смерти различных видов животных и растений в пределах биосферы Земли, определяемый естественными параметрами экологической среды. Жизненный цикл можно интерпретировать как непрерывную систему адаптации, которая обеспечивает непрерывность существования видов в пространстве и времени. По мере развития времени и науки жизненный цикл используется во всех областях знаний, в том числе в науке и академическом кругах, социально-экономической сфере, программном обеспечении, и в других видах искусств. В философском плане Гераклит писал о «циклах» еще в 6 в. до нашей эры. По его словам, «Мир есть вечно-живой огонь, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерно воспламеняющимся и мерно угасающим». Этот афоризм хорошо иллюстрирует весь процесс жизни. Согласно Гераклиту, мир вечен и неизменен, но ход развития природы цикличен; в природе все меняется каждое мгновение, либо наследуя сущность того, что было до него, и продолжая его свойства, либо наследуя его отбросы или становясь его противоположностью, однако жизнь в целом - это вечный процесс. В литературе писатели склонны ассоциировать жизненный цикл с понятиями жизни и смерти. По мнению Д. Мережковского, русская литературная традиция на самом деле берет свое начало с Пушкина, после которого русские писатели сознательно объединили свои размышления о жизни и смерти в своих произведениях. Жизненный цикл в творчестве Битова в основном проявляется как продолжение ценности жизни. В его ранних работах героями в основном являются дети или несовершеннолетние, которые, несмотря на свою хрупкость и неполноту мировосприятия, также являются представителями самой настоящей и непорочной жизни. Эти герои часто сопровождаются персонажами, которые повзрослели или подходят к концу своей жизни. Автор намеренно изображает образы взрослых людей и детей вместе, намереваясь подчеркнуть феномен эстафеты жизненного цикла. В рассказе «Большой шар» маленькая девочка забрела в незнакомое место в поисках волшебного шара. Во дворе Недлинного переулка Тоня встретила старуху, которая тоже стояла в очереди за шарами, и выслушала её рассказ о прошлом. Надежда старого человека превратилась в мыльный пузырь, символ новой жизни наконец дается Тоне, она наконец-то получила шар и заснула в компании своего отца. И это волшебное место знает только Тоня — именно такую надежду Битов оставляет читателю. В рассказе «Юбилей» старик Борис Карлович, который чувствовал удушье от жесткости своей жизни, укрывался на скамейке в маленьком парке, чтобы избежать наступления юбилея. Глядя на детей, полных жизненной силы, Борис подумал про себя, что надо их вырастить и надеяться, что они будут иначе. Что они смогут жить, как люди чуть дольше, чем только в детст­ве. Дети — символ яркой жизни и свободной воли, в отличие от стариков, которые представляют взрослых, запертых в жестких церемониальных ритуалах. Старик надеется, что дети послужат искрой для продолжения человеческой жизни. Они являются новой силой, полной надежды, движущей силой для продолжения цивилизации и обновления духовного ядра, что является волей к пожизненному наследованию. Сережа в «Дачной местности», как взрослый человек, потерявший смысл жизни, постепенно погружается в оцепенение и пустоту от повседневных хлопот. Он постоянно ищет смысл жизни, но так и не находит его, пока не обретает вкус и чувствительность к жизни в близости с сыном, где он поражается невинной простоте своего сына и находит истину, приближаясь к истине примитива и к вере. В лице сына Сергей узнает истинный смысл жизни и простое счастье. Здесь автор исчезает, и остаются только читатель и главный герой, резонирующие друг с другом. Поток жизни начинает тихо течь между отцом и сыном, и передача жизни завершается в этот момент, наследуется, развивается, и ценность жизни продолжается. Зрелость, старение и смерть — это процессы, в результате которых жизнь подходит к концу, но в культурном смысле смерть — это не конец жизни, а начало чего-то другого. Рассказы Битов не заканчиваются трагедией, а вселяют надежду. Дети — это знак преемственности и начала нового жизненного цикла. Окончание одного цикла жизни символизирует начало нового витка жизни. Что такое жизнь после смерти? Это возрождение, которое наследует изначальную волю и наследие. В статье «Мой дедушка Чехов и прадедушка Пушкин» Битов убежден, что через 60 лет после смерти Пушкина родился Чехов, а по возрасту Чехов мог быть его дедушкой, что является не совпадением, а знаком жизненного цикла. Согласно восточному календарю, 60 лет — это цикл перевоплощений. Следовательно, «по возрасту Пушкин мог бы быть дедушкой Чехова, как Чехов — моим». Смерть Пушкина не означала гибели русской культуры, она была передана такими литературными гигантами, как Чехов, и точно так же смерть Чехова не прервала русскую культурную традицию, она передавалась из поколения в поколение такими писателями, как Битов. В этом и заключается истинный смысл жизненного цикла.
Список литературы:  
1. Битов А. Мой дедушка Чехов и прадедушка Пушкин. Автобиография // Литература. — 2004. №36 (612). URL:  https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200403603
2. Битов А.Г. Большой шар / А. Г. Битов. — М.: Советский писатель. Ленин­градское отделение, 1963.
3. Битов А.Г. Дачная местность (Дубль) / А.Г. Битов. — СПб.: Фонд русской поэзии, 1999.
4. Цуркан В.В. Концепт «детство» в раннем творчестве Андрея Битова (к антологии художественных концептов) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2011. № 3. С. 731–734.