LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Языковая репрезентация фрейма CREATING OF SOVIET ART (на материале монографии А. Руснок Socialist realist painting during the Stalinist era (1934-1941): the high art of mass art)

Анастасия Владимировна Стрельцова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

182 ОНЛАЙН
2023-03-16
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Настоящее исследование посвящено анализу языковой репрезентации событийного фрейма CREATING OF SOVIET ART в монографии А. Руснок Socialist realist painting during the Stalinist era (19341941): the high art of mass art. В частности, при помощи сопоставительного анализа выявляются характерные черты фрейма CREATING OF SOVIET ART, отличающие данный фрейм от фреймов ARTISTIC STYLE и CREATING, представленных в цифровом лексиконе Ч. Филлмора FrameNet.

Cобытийный фрейм; Соцреализм; FrameNet
 
The present study is aimed to analyse the linguistic representation of the event frame CREATING OF SOVIET ART in the monograph by K. Andrea Rusnock Socialist Realist Painting in the Stalin Era (19341941): High Art of Mass Art. Comparative analysis reveals the characteristic features of the CREATING OF SOVIET ART frame distinguishing this frame from the ARTISTIC STYLE and CREATING frames presented in Fillmore's FrameNet digital lexicographic project.

Event frame; Socialist Realism; FrameNet

Тезисы

Несмотря на временную дистанцию, отделяющую советскую эпоху от настоящего, изобразительное искусство соцреализма, тем не менее, по-прежнему становится предметом дискуссии в среде зарубежных исследователей. В частности, нерешённым остается вопрос о том, правомерно ли рассматривать соцреализм как искусство [Bowlt 2010: iii]. Во многом ответна данный вопрос даётся в монографии А. Руснок Socialist realist painting during the Stalinist era (19341941): the high art of mass art.
Настоящее исследование посвящено анализу языковой репрезентации событийного фрейма CREATING OF SOVIET ART в монографии А. Руснок. Согласно концепции Ч. Филлмора, фрейм представляет собой когнитивную рамку, схематичное представление опыта: «specific unified frameworks of knowledge, or coherent schematizations of experience» [Fillmore1985: 223]. Согласно цифровому лексикону Ч. Филлмора FrameNet, в структуре событийного фрейма выделяются облигаторные и опциональные концептуальные компоненты.
В указанном лексиконе фрейм ARTISTIC STYLE определяется следующим образом: «This frame contains LUs that express the Form which a piece of Artwork represents. The Form may also represent the entire body of an Artist's work. The Form may be further characterized by the Time of some Artwork's creation or other Descriptors.» К облигаторным компонентам (core) относятся ARTIST, ARTWORK и FORM, тогда как к опциональным компонентам (non-core) относится характеристика художественной работы и ее время создания: DESCRIPTOR и TIME. Фрейм ARTISTIC STYLE является обобщённым представлением о любом художественном направлении. Учитывая то, что фрейм ARTISTIC STYLE менее явно содержит компонент «событийность», чем фрейм CREATING OF SOVIET ART, рассмотрим также фрейм CREATING, облигаторными компонентами которого в лексиконе FrameNet выступают CREATED ENTITY, CREATOR, CAUSE, а опциональными – BENEFICIARY, CIRCUMSTANCES, CO-PARTICIPANT, INSTRUMENT, MANNER и др. В связи с тем, что концепция Ч. Филлмора допускает пересечение элементов в разных фреймах, также предполагает различия в функционировании фреймов в разных языках, проанализируем вербальные средства, передающие культурное своеобразие фрейма CREATING OF SOVIETART при помощи сопоставления этого фрейма с фреймами ARTISTIC STYLE и CREATING.
Примечательно, что в монографии А. Руснок делается акцент на стилистических ассоциациях искусства соцреализма с художественными традициями, которые повлияли на формирование этого стиля. Так, один из разделов монографии называется The Revival of Art and Artists of the Nineteenth CenturyЕсли попытаться схематично представить связь соцреализма сискусством Передвижников, получится следующееThe party with the help of soviet art critics (i.e. Igor Grabar and Petr Sysoev etc.) stressed the influence of the Peredvizhniki (i.e. Repin) by representing them as a monolithic group of critcal realists who showed an unwavering ideological thrust. В качестве ключевых акторов, или агенсов, фрейма CREATING OF SOVIET ARTвыступают не только советские художники, но и советские критики. Несмотря на то, что характеристика соцреализма происходит при помощи авторского обращения к цитатам, общая оценка А. Руснок всё же представлена достаточно явно: «Despite their diverse images these artists were presented in publications and exhibitions as a monolithic group of critical realists» [Rusnock 2010: 64]. Так автор подчёркивает идеологический аспект интерпретации советскими критиками наследия Передвижников. Позиция советских критиков представлена как цельное, коллективно поддерживаемое убеждение. При этом в качестве трансляторов данного убеждения выступают конкретные люди. Собственно художественные работы (ARTWORK) не упоминаются эксплицитно, но подразумеваются под обобщенным словосочетанием Socialist Realist artists (ARTIST). Таким образом, на первый план выходит компонент FORM, предполагающий характеристику стилистических решений соцреалистов посредством сопоставления их работ с работами Передвижников, что указывает на то, что реализация облигаторного компонента FORM в значительной степени происходит при помощи опционального компонента DESCRIPTOR (или же опциональных компонентов MANNER, MEANS в фрейме CREATING). Период, в который развивалось соцреалистическое направление, опциональный компонент TIME, пусть и не дан эксплицитно, но легко выводится при помощи обращения к фоновым знаниям и более широкому контексту монографии. Необходимо отметить, что значимым элементом фрейма CREATING OF SOVIET ART выступает участник, воспринимающий ситуацию, или, согласно терминологии Ч. Филлмора, экспериенцер. Экспериенцер вербализуется в монографии при помощи лексем Soviet citizenstheproletariatSoviet society. Партия же, в свою очередь, концептуализируется А. Руснок как своего рода инвариантный актор или агенс, выступающий в интересах советского общества в целом и искусства в частности. 
Анализ монографии А. Руснок позволяет сделать вывод о том, что для реализации фрейма CREATING OF SOVIET ART характерна вариативность. Так, в роли агенса выступают не только художники (ARTIST), но и идеологи соцреализма (политические деятели, художественные критики, «партия» — CO-PARTICIPANT), причём в некоторых контекстах партия концептуализируется как BENEFICIARY. Можно сделать вывод о том, что фреймы из лексикона FrameNet позволяют частично концептуализировать фрейм CREATING OF SOVIETART. При этом социокультурные особенности могут влиять на структуру фрейма. Так, роль экспериенцера, на наш взгляд, выступает облигаторным компонентом для фрейма CREATING OF SOVIET ART.
Литература
1.Fillmore, Charles J. 1985. Frames and the semantics of understanding. Quaderni di Semantica 6: 222–254.
2.Socialist realist painting during the Stalinist era (19341941): the high art of mass art by Rusnock, K. Andrea. With a foreword by John E. Bowlt, 2010.
3.Website for Framenet: https://framenet.icsi.berkeley.edu/fndrupal/