LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Пограничные состояния сознания, их роль и эстетическая репрезентация в произведениях Г. Майринка и Г. Ф. Лавкрафта

Мария Игоревна Тимошкина
Докладчик
аспирант
Петрозаводский государственный университет

214
2023-03-15
16:45 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Аннотация: В исследовании рассматривается эстетическая репрезентация пограничных состояний (в том числе сновидений) и их роль в произведениях Г. Майринка и Г.Ф. Лавкрафта в контексте фантастической литературы, неоромантизма, а также Пражской литературной школы и австрийского экспрессионизма (Г. Майринк) и «черной фантастики» (литературы ужасов) Г. Ф. Лавкрафта.
Ключевые слова: фантастика; сновидение; пограничные состояния; Г. Майринк; Г. Ф. Лавкрафт.
Abstract: The research deals with aesthetic representation and the role of borderline states of consciousness (including dreams) in literary works of G.Meyrink and H.P.Lovecraft in the context of fantastic literature, neo-romantic tradition; Prague literature school and Austrian expressionism (G. Meyrink) and “dark fantasy” (horror literature) of H.P.Lovecraft.
Key words: fantastic; dreams; borderline states; G. Meyrink; H.P. Lovecraft.

Тезисы

1. Одну из ключевых ролей в произведениях Г. Майринка (1868–1932) и Г. Ф. Лавкрафта (1890–1937) играет фантастическое, выраженное помимо прочего описанием пограничных состояний сознания и принадлежащими к ним сновидениями героев.
2. Роль и эстетическая репрезентация сновидений, онейросферы и пограничных состояний в литературе исследовалась в контексте классической литературы и мифопоэтики (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, М. Дынник, Н.И. Толстой и др.), в контексте модернизма и постмодернизма (Н.А. Нагорная, О.В. Федунина, М.Н. Панкратова, Н.Г. Шарапенкова и др.).
3.
Фантастика у Г. Майринка, выраженная при помощи пограничных состояний сознания — сна, галлюцинаций, сумасшествия, а также сюжетной тайны, по словам исследователя Кагарлицкого, дает «возможность двойного толкования, двойной мотивировки фантастических происшествий — эмпирически или психологически правдоподобного и необъяснимо-ирреального» [Кагарилицкий, 1974: 54]. В свою очередь, принадлежность Г. Майринка к Пражской литературной школе, австрийскому экспрессионизму, увлечение мистико-оккультными учениями, Каббалой, а также развитие психоанализа (К. Г. Юнг, З. Фрейд), ярко отразившееся в творчестве австрийских экспрессионистов, не оставляет вопросов о ключевом месте эстетики пограничных состояний и сна в произведениях австрийского писателя.
4.
Примерами произведений Г. Майринка с ключевой ролью сюжета о сновидении героев выступают романы «Голем» (1915) и «Ангел западного окна» (1927). Многочисленные эпизоды этих (и других) романов Г. Майринка, где герои оказываются между мирами яви и сна, а также на пороге безумия, что позволяет им познать новые грани подсознания и высшего «Я», подтверждают ключевое сюжетообразующее значение данных состояний в творчестве австрийского писателя.
5.
Г.Ф. Лавкрафт, творчество которого в современном литературоведении относят к «черной фантастике» — литературе ужасов, обращается к пограничным состояниям психики и сновидениям для достижения эффекта фантастического и ужасного. Через погружение в сон герои произведений американского фантаста перемещаются между посюсторонним и потусторонним мирами, вступают в контакт с потусторонними и космическими сущностями (например, в рассказах «Цикла снов» — «Полярная звезда» (1918), «По ту сторону сна» (1919), в рассказе «Зов Ктулху» (1928) и др.). В рассказах «Цикла снов» Г. Ф. Лавкрафт через речь рассказчика озвучивает ключевую мысль о значении сна — противопоставляемого «суетному существованию на земле — явлению вторичному и даже мнимому» [Лавкрафт, 2021: 61–62].
6.
В философии Г. Ф. Лавкрафта невозможность познания человеческим разумом потусторонних сущностей и космических процессов, открывающихся героям при встрече с непознанным (в том числе во время погружения в сновидение и галлюцинации), приводит героев к душевным расстройствам и потере разума. Тем самым подтверждается гипотеза о ключевой роли пограничных состояний и сновидений в творчестве писателя.
7. Оба писателя обращаются к мотивам сна и пограничных состояний с целью выражения личных трансцендентных воззрений и пережитых ими откровений. Г. Майринк, практиковавший мистико-оккультные учения, осознавал ключевое значение приемов описания сновидений и пограничных состояний для духовного поиска высшего «Я», отражая последнее в своем творчестве. Г.Ф. Лавкрафт, долгое время страдавший от кошмаров, использовал литературу для описания личного опыта переживания пограничных состояний. Вероятная принадлежность обоих авторов к неоромантизму и, по мнению некоторых исследователей, к «черному романтизму» и «магическому реализму» [см. Дугин, 1989: 309–329], предполагает смещение акцента с внешних событий на внутренние — на исследование «непознанной глубины души», погружение «в оккультный мир галлюцинативно-реальных сюжетов» [Дугин, 1989: 309–310]. Все вышесказанное отражается в творчестве писателей, в том числе, через сновидения и пограничные состояния.
8.
Таким образом, использование приемов изображения сновидений и пограничных состояний Г. Майринком и Г.Ф. Лавкрафтом обусловлено трансцендентными и философскими воззрениями авторов, вероятным неоромантическим направлением их творчества, а также общим контекстом эпохи. Последнее сподвигло многих писателей, в том числе исследуемых, погрузиться в исследование глубин человеческой души и поиска истинного «высшего» Я при помощи фантастики, гротеска и связанных с ними мотивов сна и пограничных состояний.

Литература:
1. Дугин А.Г. «Магический реализм» Густава Майринка // Г. Майринк. Голем/ перевод с немецкого Д.Л. Выготского / Вальпургиева ночь/ перевод с немецкого В.Ю. Крюкова/ Послесловие А.Г. Дугина. Комментарии А.Г. Дугина и В.Ю. Крюкова. М. : «Прометей» МГПИ им. Ленина. Философское общество СССР, историко-философский центр «ЭОН», 1989. С. 309–329.
2. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? М. : 1974. 352 с. 
3. Лавкрафт Г. Ф. «По ту сторону сна» // Г. Ф. Лавкрафт. Сны Ктулху: [сборник : перевод с английского]. М. : Изд-во АСТ, 2021. 608 с.