LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

"Блондинка" Джойс Кэрол Оутс: киноверсия творческой биографии. "Blonde" by Joyce Carol Oates: a film version of the creative biography.

Елена Сергеевна Кащенко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2023-03-18
18:20 - 18:50

Ключевые слова, аннотация

Мэрилин Монро; Джойс Кэрол Оутс; биографический фильм
В докладе предполагается рассмотреть особенности биографической киноверсии романа Джойс Кэрол Оутс "Блондинка" (2000), посвященной известной киноактрисе Мэрилин Монро. Экранная адаптация романа была закончена в 2022 г., главную роль исполнила Ана де Армас. Основной целью является сравнение реальных фактов биографии Монро, интерпретации Оутс и экранной киноверсии.
Marilyn Monroe; Joyce Carol Oates; cinema biography

The report is supposed to compare the film version of the novel by Joyce Carol Oates "Blonde" (2000; film adaptation — 2022) with real biographical events of  M.Monroe's film career. The creative biography of Monroe originates in the first half of the 1940s and ends in 1962 - the year of the tragic death of actress. For decades researchers have been looking for an answer to the question of Monroe's popularity phenomenon; trends in the description and interpretation of the biography changed.

Тезисы

БЕЗ ПУБЛИКАЦИИ
В данном докладе предполагается рассмотреть как реальные факты биографии голливудской актрисы Мэрилин Монро были проинтерпретированы в романе Джойс Кэрол Оутс (выход из печати — 2000), а затем — в экранизации данного романа (дата завершения съемок — 2022). Джойс Кэрол Оутс, на наш взгляд, создала весьма впечатляющую версию жизни Монро, при этом автор не претендовал на документальность описания. Роман Оутс находится на грани импрессионистской трактовки реальности, речь идет в основном об эмоциях и чувственных ощущениях, формирующих для читателя хрупкий и уязвимый мир актрисы.
В киноверсии 2022 г. режиссер Эндрю Доминик сохранил атмосферу книги. Главную роль исполнила Ана де Армас. Фильм получился визуально эффектным, особенно впечатляют логически выстроенные контрасты между черно-белыми и цветными кадрами. Создатели фильма по первоначальному замыслу пытались показать существенное расхождение между реальной жизнью Монро и ее экранным имиджем. Слоган картины: "Все смотрели, никто не видел".
Следует отметить, что еще в 2011 г. подобная попытка сравнения реальности жизненной с реальностью экранной уже была предпринята режиссером Саймоном Кертисом, снявшим фильм "Семь дней и ночей с Мэрилин", главную роль в котором сыграла Мишель Уильямс. Молодой ассистент режиссера Лоренса Оливье, Колин Кларк познакомился с актрисой во время съемок в Лондоне фильма "Принц и танцовщица". Мэрилин Монро тогда была не в лучшей физической форме, Кларк оказывал ей различные мелкие услуги. Знакомство неопытного юноши со звездой экрана в конечном итоге превратилось в книгу воспоминаний. Разумеется, для Кларка это был впечатляющий опыт, но для Монро, скорее всего, проходной факт биографии. Слоган фильма: "Невероятная история из жизни легенды XX века".
Попытки приблизить экранный имидж Монро к реальности и в 2011, и в 2022 гг. не оказались удачными. Существенной ошибкой кинематографистов являлось желание показать, что звезда экрана на самом деле обычная женщина, наделенная грузом комплексов и переживаний. Прежде всего, это и так ясно: не существует в мире человека, который был бы комплексов и переживаний лишен; это, к сожалению, часть обычной, повседневной жизни. Суть личности Мэрилин Монро в обратном: своей биографией она сумела доказать, что обычная девочка с трагической судьбой может добиться очень многого и стать настоящей легендой XX века. Примечателен тот факт, что у Монро не было так называемых покровителей. Не существует режиссера или продюсера, которые могли бы назваться ее "крестными отцами" в кино. Всю жизнь она упорно работала, чтобы стать настоящей актрисой, когда было нужно отстоять свои права — шла на конфликт с руководством студии, не боясь возможных тяжелых последствий. К сожалению, перфекционизм Монро, ее сила воли, индивидуальность характера по прежнему игнорируются кинематографистами, которым удобнее видеть в ней лишь "жертву обстоятельств", а отнюдь не настоящую "self made woman".
Таким образом, следует констатировать очевидный факт: зрителям по прежнему показывают вымышленную трагическую историю Мэрилин Монро, слабо соотносящуюся с реальностью. Переделывая слоган "Блондинки", можно сказать: "Каждый видит то, что хочет. Правда по прежнему не видна".