LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Научное и литературное творчество Ю. Н. Верховского в свете идей А. Н. Веселовского и Вяч. И. Иванова (уральский период)

Любовь Владиславовна Маштакова
Докладчик
научный сотрудник
Институт истории и археологии УрО РАН

25
2023-03-16
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Аннотация: В работе рассматривается концепция развития уральской литературы Ю. Н. Верховского в период эвакуации в Свердловск в контексте его собственного научного творчества, исторической поэтики А. Н. Веселовского и воззрений Вяч. Иванова на культуру. Особое место уделено его докладу «Современная уральская поэзия» (1943).
Ключевые слова: Ю. Н. Верховский; А. Н. Веселовский; Вяч. Иванов; литература Урала.
Abstract: The paper is considered the concept of Ural literature by Y. N. Verkhovsky during the period of Sverdlovsk evacuation in the context of his own academic work, the historical poetics of A. N. Veselovsky and the V. I. Ivanov views on the culture. A special place is given to his work The Modern Ural poetry (1943).
Keywords: Y. N. Verkhovsky, A. N. Veselovsky, V. I. Ivanov, Ural literature.

Тезисы

Ю. Н. Верховский в 1941–1943 гг. жил в эвакуации в Свердловске. Короткий период пребывания на Урале был плодотворным: он выступал на радио, публиковался в местных газетах и сборниках, выпустил книгу стихов «Будет так» (Свердловск: Свердлгиз, 1943). Ученик А. Н. Веселовского, друг и собеседник Вяч. Иванова, он продолжал развивать историко-литературные и теоретические идеи, сложившиеся в его научном творчестве еще в 1910-е гг. Одним из значимых стало для него представление об истории мировой литературы как целостном процессе, в котором отстоящие друг от друга литературные эпохи становятся связаны (жанрово, сюжетно, мотивно). А. Н. Веселовский объяснял такие связи через метафору народной памяти. Метод выделения мотивных связей в творчестве одного или нескольких поэтов позволил Верховскому, например, практически доказать символизм Е. Баратынского. Так, в 1925 г. на заседании ГАХН доклад Верховского строился на мотивном анализе произведений поэта. Методы исторической поэтики обеспечивали Верховскому не только эмпирическую почву в зависимом от субъективных интерпретаций материале, но и в аксиологическом смысле – были доказательством связи, неразрывности времен. Это ощущение неразрывности времен роднит Верховского с его литературным учителем – Вяч. Ивановым. Память, по Иванову, дает развитие культуре («Переписка из двух углов»). Недаром в пореволюционные годы Верховский высоко оценил поэму Иванова «Младенчество» (1918) как свидетельство о сохранении связей духовной, культурной памяти. Потому, вероятно, для Верховского, исследователя классической литературы и Серебряного века, в 1940-е гг. важно зафиксировать рождение советской классики и включить современные произведения уральских авторов в контекст русской и мировой литературы (в основе – теория эволюции жанров Веселовского). Доклад «Современная уральская поэзия» он представил 17 июня 1943 г. на конференции в Молотове (Межобластная научная конференция «Настоящее и прошлое Урала в художественной литературе» 13–21 июля 1943 г.). На материале произведений К. Мурзиди, Н. Куштума, Б. Михайлова и др. он показал, как героическая ода, сатира, памфлет, баллада и элегия возвращались в современность, задавались пути формирования новой, но все же классики советской литературы, восстанавливалась связь времен. В этой связи ключевой для Верховского в уральской литературе становится фигура П. П. Бажова. В сонете «Клинок уральский – восхищенье глаз…» (1943), посвященном Бажову, он подчеркивает стремление писателя соединять эпохи и особую «суггестивность» (Веселовский), как бы «обворожение» читателя (ср. у Иванова: «Символистов, нет, – если нет слушателей-символистов»). Сам Верховский в 1940-е гг. публикует сонеты, элегии и дистихи, окказионально соединенные с темой войны. Его творчество и сам факт его пребывания на Урале сыграли роль связующего звена между советской литературой 1940-х гг. и литературой мировой. Так, в 1940-е гг. Верховский развивает идеи, сформировавшиеся еще в годы ученичества у А. Н. Веселовского и Вяч. Иванова, делая их актуальными для советского литературоведения и для современной ему литературы. С другой стороны, уральская литература в его лице приобретает необходимую интеграцию в поле «большой литературы».  
Благодарности: РНФ № 23-28-00514 «Научно-педагогическое наследие Вячеслава Иванова (малоизвестные статьи и неопубликованные материалы)»