LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Жан-Франсуа Мармонтель: становление писателя и энциклопедиста XVIII века

Светлана Анатольевна Герасимова
Докладчик
доцент
Московский городской педагогический университет

171
2023-03-17
18:20 - 18:40

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: Жан-Франсуа Мармонтель; статьи Французской энциклопедии; литературная критика; морализаторская новелла; Французская академия.
В докладе выявляются особенностей становления Ж.-Ф. Мармонтеля как писателя, журналиста и энциклопедиста, внесшего вклад в литературное просвещение французского общества, изучены его взгляды, повлиявшие на рецепцию литературных жанров XVIII в. Материалом послужили литературные труды Ж.-Ф. Мармонтеля: нравоучительные повести, эссэ, статьи по литературе.
Keywords: Jean-Francois Marmontel; articles of the French Encyclopedia; literary criticism; moralizing novella; French Academy.
The report reveals the features of the formation of J.-F. Marmontel, as a writer, journalist and encyclopedist who made a contribution to the literary education of French society, studied his views that influenced the reception of literary genres of the 18th century. The material was the literary works of J.-F. Marmontel: moral stories, esses, articles on literature.

Тезисы

Жан–Франсуа Мармонтель (1723–1799) — французский писатель, новеллист, драматург, автор литературных статей для «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж.-Л. Д’Аламбера. Личность писателя тесно связана с развитием литературы во Франции XVIII в. Литературовед Ш. Сент-Бёв написал в 1851 г., что подобные Ж.-Ф. Мармонтелю авторы ушли в тень исторической поэтики XIX и XX вв., поэтому важно переосмыслить их творческий вклад, определить значимость обращения к наиболее важным периодам их литературного творчества [Saint-Beuve 1851: 394]. Наш научно-исследовательский интерес связан с выявлением особенностей становления Ж.-Ф. Мармонтеля как крупного литератора и энциклопедиста, внесшего вклад в литературное просвещение французского общества. Предпринимается попытка проследить динамику взглядов французского просветителя на литературные жанры XVIII в. и определить степень его литературоведческого вклада, в том числе в становление французской «Энциклопедии». Важна роль нарративного подхода в историографической перспективе, когда конкретный языковой материал позволяет судить о взглядах писателя в динамике. Для историко-литературной науки важна также научная биография писателя, тесно переплетающаяся с теорией и историей литературы [Демченко 2014: 59]. Обращение исследователей к литературной биографии Ж.-Ф. Мармонтеля указывает на длительные перерывы в изучении его творчества. Личность писателя вызывала интерес в конце XIX–начале ХХ вв. (Rocafort, 1890; Ducros, 1900; Lenel, 1902), когда акцентировалось внимание на вкладе писателя в литературную составляющую «Энциклопедии» [Дюкро 2021]. Затем, до конца XX в. о писателе и энциклопедисте забыли, считая его литературные достижения незначительными для изучения. Начиная с конца ХХ в., исследователи творчества Ж.-Ф. Мармонтеля позиционируют его как «уникального интеллектуала эпохи Просвещения», обращая внимание на созданные им литературные жанры, влияние творчества писателя на европейскую и русскую литературу [Будыка-Житкова 2013]. Материалом для доклада послужили произведения Ж.-Ф. Мармонтеля, отражающие главные этапы его становления как писателя. Настоящим пристрастием для Ж.-Ф. Мармонтеля стала поэзия. В 1743 г. он сочинил первую оду «Изобретение пороха», представив ее на конкурс старейшего литературного общества Европы «Академия Цветочных игр». В каноническом для литературы классицизма жанре двадцатилетний автор потерпел неудачу и написал Вольтеру, пожаловавшись на несправедливость судей. Первые неудачи на поэтическом поприще побудили Ж.-Ф. Мармонтеля обратиться к другому каноническому для эпохи Просвещения жанру — трагедии. Начиная с 1748 г. писателем было создано пять трагедий, поначалу имевшие успех, но в силу своей крайней напыщенности не отличавшиеся явными литературными достоинствами. Понимание того, что он может быть неплохим прозаиком, побудило Ж.-Ф. Мармонтеля обратить внимание на энциклопедистов. В возрасте 28 лет Ж.-Ф. Мармонтель был приглашен Д. Дидро в качестве автора энциклопедических статей, посвященных литературе и театру. Статьи для «Энциклопедии» были критическими. Шарль Сент-Бёв отмечал, что это самые лучшие произведения, написанные Ж.-Ф. Мармонтелем. По статьям критика мы можем судить о жанровой системе литературы французского Просвещения. Однако после издания VII тома «Энциклопедии» он вышел из авторского коллектива, поскольку боялся преследований со стороны противников энциклопедистов. В 1761 г. Ж.-Ф. Мармонтель издает двадцать три Нравоучительные повести (Contes moraux) в двух томах, что позволило ему заявить о себе как о создателе нового жанра conte moral в отличие от философских повестей Вольтера. Морализующе-сентиментальный тон и социальные мотивы этих contes оказались созвучны своему времени. Произведение было переведено на семь европейских языков, в России с 1764 г. «Нравоучительные повести» стали излюбленным чтением. В феврале 1767 г. в Париже был опубликован философско-просветительский роман Ж.-Ф. Мармонтеля «Велизарий» («Bélisaire»), герои которого беседуют о государственных делах, важных вопросах морали и политики, которые отстаивал и сам автор. Роман пользовался большой популярностью во французском обществе, тираж составил более 40000 экземпляров, хотя автор подвергся нападкам со стороны Сорбонны. Духовенство требовало изъять из текста главу XV, где ключевой была фраза с призывом к веротерпимости: «la vérité luit de sa propre lumière et qu’on n’éclaire pas les esprits avec la flamme des bûchers» (Истина источает собственный свет. Нельзя просвещать разум пламенем костров»,  писал Мармонтель. Через десять лет (в 1777 г.) за авторством Ж.-Ф. Мармонтеля издается роман-эпопея «Инки, или Разрушение Перуанской империи». За последующий XIX в. произведение было издано в разных странах более 180 раз, чему способствовали тонкий психологизм и высокая патетика произведения, изящество слога и страстная гражданственность писателя-гуманиста Ж.Ф. Мармонтеля. Роман побуждал общество размышлять над моральными темами. Основываясь на идеологии Просвещения, автор обращается в романе к проблеме толерантности по отношению к иному социальному устройству общества.