LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Русское ударение для ТЭУ-ТБУ

Зоя Александровна Никольская
Докладчик
преподаватель
Språkskolen russisk.no &METODIUS, Oslo, Norway

онлайн 216
2023-03-17
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова; ударение в русском языке; схемы ударения; роль типа основы при определении схемы ударения существительных лексического минимума ТБУ; РКИ для норвежцев
Аннотация: Услышать русское ударение норвежцу непросто в силу разного характера ударения — русское силовое, норвежское музыкальное. Ещё труднее читать с верными ударениями. Многие годы работы привели нас к пониманию того, что нужны формальные критерии при определении места ударения, на которые учащийся мог бы опереться. Наш учебник для начинающих построен таким образом, что учащиеся овладевают типами согласных и правилами их сочетания с последующими гласными. Тем самым они подготовлены к усвоению типов основ и правилам присоединения к ним окончаний — напрямую или через соединительную гласную. В новой редакции нашего учебника для уровней А1 и А2 будет глава об ударении. Мы провели исследование на тему: имеется ли связь между типами основ, родом и склонением существительных со схемами ударений. Об этом наш доклад. 

Тезисы

Ударение — неотъемлемая часть русского слова, и учащиеся сталкиваются с ним с самых первых шагов. Задача преподавателя помочь определять ударение в русском слове на слух, понимать его влияние на произношение других гласных в слове, а кроме того, помочь находить место ударения. Далеко не всегда учащиеся слышат, где ударение. Например норвежцы: в их языке ударение музыкальное, т. е. все гласные ударные, хоть и в разной степени, что исключает редукцию. На это накладывается движение тона вверх или вниз на сильноударном гласном, и это в некоторых случаях различает смыслы слов. В русском же языке движение тона имеет значение только в контексте синтагмы. Эти проблемы решаемы целенаправленными аудиоупражнениями и заострением внимания на различных маркерах в норвежском и русском языках при восприятии ударения. Труднее обучить находить место ударения. Единственное известное нам пособие по ударению написано Шутовой для уровней B2–C1 в 2013. Скудость учебных материалов неудивительна: формальные критерии для иностранной аудитории, без которых трудно выстраивать систему упражнений, не разработаны. Для русского языка описаны схемы ударения, которые исходят из наосновного или наконечного ударения. Это схемы ударения для склоняемых и спрягаемых частей речи. Для слов без флексий схемы ударения не нужны. Односложные слова без флексий проблемы не представляют, если не являются частью фонетического слова, состоящего из двух словоформ. Слова из двух и более слогов, как с флексиями, так и без, требуют знания места ударения: русское ударение нефиксированное и может быть в разные местах разных форм одного и того же слова, а в русской печатной продукции ударения не проставляются. Мы полагаем, что обучать ударению надо начинать уже на низких уровнях, и поделимся здесь тем, что мы предлагаем в нашей школе и в наших учебниках по этой части, а также некоторыми соображениями, возникшими в результате небольшого исследования существительных словаря к учебнику для уровней А1 и А2 на предмет выявления формальных признаков определяния у них места ударения. Наш учебник для подготовительного курса (А0) построен таким образом, что учащиеся овладевают типами согласных и правилами их соединения с последующими гласными. Поскольку типы согласных идентичны типам основ, а правила присоединения к ним окончаний идентичны правилам присоединения последующих гласных, знакомые с материалом учебника легко понимают, как отделить основу от окончания и определить её тип. Им также не очень трудно понять, что в случаях, когда окончание представляет собой согласный или начинается на согласный, используются соединительные гласные, присоединяемые к основе по правилам сочетания согласных с гласными. Таким образом, при выявлении формальных критериев для определения места ударения в существительных учебника для А1–А2 мы можем воспользоваться типами основ, каковых 6: k2m (на парный мягкий), k2l (на парный твердый), гкх, жшщч, ц, й и посмотреть, как они соотносятся с описанными Зализняком и примененными Берковым в его русско-норвежском словаре схемами ударения. Мы работаем в норвежской аудитории, и поэтому практично остановиться именно на этом варианте схем ударения. Эти схемы мы, однако, уточнили использованием нами термина соединительные гласные: там, где говорится об ударении на окончании, с нашими уточнениями ударения могут быть на окончании или на соединительном гласном. Это уточнение важно, например, для полных прилагательных и слов адъективного склонения. Здесь мы оперируем соединительным гласным и двумя схемами ударения — схемой a (постоянное ударение на основе) и схемой b (постоянное ударение на соединительном гласном). Первую схему имеют прилагательные с соединительными гласными -ы- или -и- в им. п. ед. ч. м. р. Вторую — прилагательные с соединительным гласным -о́- в этой же форме. Труднее с глаголами, но и там задействовано не более 3 схем - a, b, c. Последняя имеет разное содержание для прошедшего и настоящего-будущего времени. Возможные схемы ударения для настоящего и прошедшего времени обозначены в нашей таблице классов глаголов, с которой мы начинаем потихоньку знакомить учащихся с середины уровня А1. Например, глаголы 1-го класса имеют схему a в обоих временах. Однако самое сложное - место ударения у существительных, где только основных схем ударения 6, а есть ещё и отклонения. Для главы об ударении в нашем учебнике для уровней А1–А2 мы провели небольшое исследование имеющихся там существительных с целью сформулировать рекомендации. Мы распределили наши существительные по 4-м параметрам: по типу основы, родовой принадлежности, склонению и схеме ударения. Всего в нашем словаре 1339 слов, из них 623 — существительные. Аналитические существительные типа пальто и субстантивированные прилагательные учёный, русский и столовая, а также слово люди, имеющее особый тип акцентуации, мы исключили из этого числа. Не все схемы ударения оказались актуальны для нашей выборки, а только a, b, b' (одно слово  любовь), c, d, d', e, f'. Мы выяснили, в каких отношениях все эти параметры находятся между собой, получив как ожидаемые, так менее тривиальные результаты. Aбсолютное большинство существительных (459) имеют схему ударения а, как и ожидалось. Из них больше всего слов м.р. с основой к2м (157). Однако слов 2-го склонения ср.р. с основами k2l и жшщч схемы а не имеют. Только 1 слово ср.р. с основой гкх имеет схему а — яблоко. В 3-ем склонении, где всего только 2 типа основ (k2l и жшщч), схему a имеют 11 слов с основой k2l и только одно с основой жшщч (молодёжь). Самое большое количество слов со схемой а - слова 1-го склонения ж. р. с основой гкх (71) типа типа студентка. Некоторые основы имеют по одному слову той или иной схемы. Например, ср. р. с основой гкх и схемой c (молоко), с основой ц (сердце). Схему b имеют по одному слову слова ж. р.: мечта (k2m), госпожа (жшщч) и статья (k2l). Схему d имеет только одно слово ж. р., и это слово с основой й (семья). Схему d' имеет одно слово ж.р. с основой k2l: земля. В докладе мы расскажем и о других выводах.