LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Ном Афины / The nomos of Athena

Нина Александровна Алмазова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

176
2023-03-15
16:00 - 16:25

Ключевые слова, аннотация

древнегреческая музыка; ном; авлетика
ancient Greek music; nomos; aulos-playing
В докладе предпринята попытка собрать и проанализировать все античные свидетельства о номе Афины  инструментальном произведении для авла. В полемике с высказывавшимися ранее в научной литературе мнениями, используя в толковании методы филологической критики текста автор рассматривает, что можно и чего нельзя утверждать об этом музыкальном произведении.
The paper aims at collecting and analyzing all existing ancient evidence on the nome of Athena, an instrumental musical piece performed on the aulos. Reviewing what has been argued on this subject by now and applying philological text criticism, the author considers what can and what cannot be claimed concerning this piece.

Тезисы

БЕЗ ПУБЛИКАЦИИ

Ном Афины фигурирует в наших источниках исключительно как инструментальный, причем в большинстве случаев авлетический [Plat. Cratyl. 417e; Ps.-Plut. De mus. 33, 1143B–C; Poll. IV, 77; Dio 1, 1; 3; Himer. Or. 74, 2, p. 247 Colonna], только в словаре Полидевка засвидетельствовано существование соответствующего нома для кифары соло [Poll. IV, 66]. В докладе рассматривается, что можно и чего нельзя утверждать об этой пьесе на основании упоминаний о ней у античных авторов.

Свидетельство Псевдо-Плутарха доказывает, что ном Афины был в числе произведений, приписывавшихся легендарному фригийскому авлету Олимпу. Но это не исключает существования других его создателей, если «ном Афины» — название разновидности, а не одного конкретного произведения. Схолии к Еврипиду называют автором этого нома некоего беотийца Гарматея, и их сообщение может заслуживать большего внимания, чем обычно считается.
Древние номы, автором которых в представлении слушателей был лично Олимп, едва ли могли звучать на агонах, где архаизму не было места,  скорее их можно было слышать во время религиозных церемоний. С другой стороны, Гимерий утверждает, что знаменитый авлет Антигенид репетировал ном Афины для состязаний на Пифийских играх. Но нет возможности доказать, что оратор опирался на какие-либо источники времен бытования номов. Регулярное его исполнение, причем с использованием особой разновидности авла, приписывается также виртуозу Никофелу.
Пассаж Платона не дает оснований утверждать, что музыка нома Афины являла собой нечто экзотически-причудливое. Зато он показывает, что это произведение было популярно (во всяком случае, в Афинах) и начиналось со вступления.
Текст Псевдо-Плутарха, который дошел до нас в сильно испорченном виде, сообщает необыкновенно много технических деталей об Олимповом номе Афины. Но, во-первых, извлечь из него информацию невозможно, не прибегая к критике текста. Во-вторых, данные о ладе, тональности, системе, ритме в двух частях этой пьесы почти ничего не позволяют понять о ее характере, сюжете или назначении. Пассаж De mus. 1137A не может считаться упоминанием о номе Афины и, таким образом, не содержит противоречия сведениям из 1143B–C.
Гипотезы, отождествляющие ном Афины с колесничным, многоглавым, ортийским, признаются недоказуемыми и в большинстве случаев неправдоподобными.