LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Когнитивная усложненность примитивизирующего поликодового текста мема

Екатерина Владимировна Трощенкова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

2-у
2023-03-15
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Интернет мемы; ирония; игра слов; метарепрезентация; интертекстуальность

Тезисы

Исследование направлено на анализ проявлений одного из существенных аспектов природы и функционирования таких популярных и широко распространившихся в последнее время поликодовых текстов как Интернет мемы. Под Интернет мемами понимаются информационные продукты, зачастую юмористического характера (хотя эта характеристика необязательна), которые представляют собой результат коллаборации множества пользователей в новых цифровых медиа и для которых сущностно важно, что они функционируют не по-отдельности как самостоятельные единицы, а как элементы конститутивной системы: имитативно воспроизводятся и вирусно распространяются, подвергаясь разнообразным трансформациям формы и содержания так, что, в итоге, их циркуляция в медиа создает разделяемый лингвокультурным сообществом культурный опыт [Трощенкова 2022: 75-76]. Интересно то, что, с одной стороны, мемы — тривиальные образцы поп-культуры [Shifman 2013: 6], они транслируют идеи в максимально сжатой и упрощенной, на первый взгляд, форме. Первое впечатление производимое такими текстами — это то, что они выступают как типичные проявления так называемого клипового сознания и примитивизируют содержащуюся в них информацию, делая ее доступной большому количеству пользователей. Однако, с другой стороны, вопреки этому распространенному мнению, которое долгое время заставляло исследователей избегать мемов как легитимного объекта лингвистического исследования, обнаруживается ряд структурных и функциональных особенностей таких текстов, которые парадоксальным образом, указывают на существенную усложненность их когнитивной обработки. Цель работы и составляет выявление и анализ таких особенностей в их взаимосвязи и отнесенности к более общим специфическим свойствам цифровой культуры.
Во-первых, нужно обратить внимание на принципиальную интертекстуальность мемов: их функционирование как элементов партиципаторной цифровой культуры предполагает как многочисленные отсылки друг к другу, так и к текстам иных жанров, а также явлениям объективной действительности. То, что в современных условиях люди имеют дело не столько с отдельными мемами, сколько с фактически безграничными группами взаимосвязанных экземпляров — меметических вариаций и трансформаций, заставляет исследователей говорить о целых семействах и сетях мемов [Segev, Nissenbaum, Stolero, Shifman 2015: 418]. При этом большинство таких текстов также аллюзивно и отсылает аудиторию к обширному набору популярных прецедентных феноменов, многие из которых также представляют собой сложные поликодовые произведения, например, кинотексты. Осмысление отдельной единицы, таким образом, требует обращение к фоновому знанию довольно широкого культурного контекста и актуальной общественно-политической повестки. 
Во-вторых, следует учесть активное использование мемов как средства продвижения сложных идеологических комплексов, где кажущаяся упрощенность и легкость восприятия становятся инструментом суггестивного воздействия на общественное мнение. В качестве примера можно привести анализ использования мемов немецкими ультраправыми движениями [Bogerts, Fielitz 2018]. Аналогичным образом, мемы используются и для продвижения левой повестки. Причем особый интерес представляет то, каким образом ключевые идеологические установки часто задаются через сложные для интерпретации формы, связанные с использованием иронии и игры слов, например «Communist jokes are only funny is everyone gets them», «When you complain history class is a struggle, but really all history is a class struggle», «Why do you want this job?  I’ve always been passionate about not starving to death». Одновременно с этим широко распространившийся концепт «войны мемов» демонстрирует насколько существенную роль играют проявления критического мышления как для создания, так и для восприятия и интерпретации такой поликодовой информационной продукции.
В-третьих, некоторые мемы — так называемые метамемы — способны на нескольких метарепрезентационных уровнях осмыслять различные аспекты самой практики создания и использования Интернет мемов как особого жанра информационных продуктов. При этом намеренно усложняется и форма текста как в части визуального, так и вербального компонентов. Можно наблюдать иконическую и синтаксическую рекурсию: «So I put a meme in your meme so you can cure cancer while you cure cancer», «We put the inventor of memetics into a meme so that you can meme while you meme».
Детальное рассмотрение проявлений вышеуказанных характеристик мемов показывает, что в действительности, несмотря на впечатление содержательной и формальной простоты, эти тексты требуют и от их создателей, и от адресатов задействования сложных когнитивных процессов, связанных метарепрезентацией, обработкой иронии, языковой игры и множества отсылок к обширному фрагменту релевантных социокультурных знаний.

Литература:
1. Трощенкова Е.В. (а) Мемы как средство деконструкции манипулятивных медиа приемов // Вопросы когнитивной лингвистики. 2022. № 2. С. 74–86. 
2. Bogerts L., Fielitz M. “Do You Want Meme War?” Understanding the Visual Memes of the German Far right// Post-Digital Cultures of the Far Right. Online Actions and Offline Consequences in Europe and the US. Maik Fielitz, Nick Thurston (Eds.). Bielefeld, Germany, 2018. P. 137–154.
3. Segev E., Nissenbaum A., Stolero N., Shifman L. Families and Networks of Internet Memes: The Relationship Between Cohesiveness, Uniqueness, and Quiddity Concreteness// Journal of Computer-Mediated Communication. 2015. №20. Р. 417–433.
4. Shifman L. Memes in digital culture. Cambridge, MA: MIT Press, 2013.