XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Другой в контексте изображения событий «Болотного дела» (по пьесе П. Бородиной «Три четверти грусти»)

Анастасия Леонидовна Нечаева
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Кино|Текст (онлайн)
2022-04-21
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается проблема изображения Другого в  документальной пьесе П. Бородиной «Три четверти грусти», написанной по интервью с родственниками осужденных по «Болотному делу». Образ Другого помогает реализовать одну из главных задач вербатима — призыв к эмпатии, пониманию и соучастию. Гиперреализм пьесы работает на эмоции зрителя, усиливает их, превращая присутствующих в соучастников действия. Бытовые детали, прямолинейность, приверженность крайностям раскрывают образа Другого. «Я» принимает мир Другого, став его частью. В этом синтезе видится стимул к разного рода изменениям.

Тезисы

Документальный театр как культурный феномен XXI в. называет одной из своих главных задач фиксацию реальности. Таким образом он включается в обсуждение социальной и политической повестки, пытается осмыслить и предотвратить угрозы гражданскому обществу: «в первую очередь документальный театр занимается изучением взгляда обычного человека на себя» (Школина, О. Документальный театр в России: от истоков до современности. URL: http://teatrologia.ru/praktika/11).
Зритель документального театра должен принять Другого как часть «Я» — в этом заключается его нравственная задача, если рассматривать театр в качестве определенной модели мира. На сцене он всегда будет видеть Другого, которого в данном случае понимаем, как некую субстанцию, непохожую на «Я», иную, но при этом не чуждую, а стремящуюся к воссоединению с «Я».
При интерпретации образа Другого в анализируемом произведении, считаем необходимым опираться на воззрения представителей экзистенциально-феноменологического подхода (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер), постструктуралистского подхода (Ж. Делез), а также герменевтического (П. Рикер) и диалогического (М. М. Бахтин). Важно взять во внимание концепцию соборного театра В. Иванова, в которой видим истоки театра современного.

Диалогическое понимание более близко к нашей концепции (Другой в драме). По Бахтину, речь, обращенная к Другому, уже несет в себе фрагменты речи того, к кому она обращена. Отсюда важен диалог как инструмент постижения Другого, его принятия.
Документальная пьеса П. Бородиной «Три четверти грусти» посвящена фигурантам «Болотного дела», текст написан по интервью с родственниками осужденных по делу.
Режиссер, драматург и сами герои делают определенный политический жест, принимая решение о том, что свидетельства потерпевших должны звучать со сцены. Так, при помощи Другого, противопоставляется общественное и частное, благое и дегуманизированное, справедливое и жестокое: с конвоирами, решетками, судебными заседаниями контрастирует картина домашнего уюта.
При помощи слова драматург (как документалист) стремится не только передать историю фигурантов политического процесса, но и показать преломление их судеб через воспоминания близких. Именно этот контекст возводит «Три четверти грусти» на бытийный уровень, отражая трагедию системы как общемировую, деструктивную.
Другой призывает зрителя (читателя) понять ужас происходящего, проникнуться глубиной трагедии, сопереживать и говорить. «Я» таким образом должно войти в мир Другого, понять его и принять себя частью того мира, в котором находится Другой. В этом синтезе, организованном через диалог и соучастие, образуется связь, которая может 
стать рычагом к изменениям как самого «Я» внутри, так и «Я» в контексте государства.