XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Между жизнью и смертью: «Сильфида» В. Ф. Одоевского и «Вий» Н. В. Гоголя

Анастасия Сергеевна Бердникова
Докладчик
магистрант 2 курса
Воронежский государственный университет

Русская литература: история (онлайн)
2022-04-19
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается образ заглавной героини повести В. Ф. Одоевского «Сильфида» (1837), трактовка которого всё ещё не получила убедительного истолкования в работах исследователей. Обращение к повести Н. В. Гоголя «Вий», опубликованной в сборнике «Миргород» (1835), позволяет обнаружить многочисленные семантические связи между рассматриваемыми произведениями, иначе взглянуть на образ прелестного существа — стихийного духа воздуха, выявить роль Сильфиды в судьбе «провинциального мечтателя» Одоевского.

Тезисы

Повесть «Сильфида» является едва ли не самым популярным среди исследователей произведением В. Ф. Одоевского. В литературоведении даже сложилась своего рода традиция, согласно которой, Сильфида предстаёт «светлым посланником» высшего мира, «совершенным существом» и невольной жертвой Михаила Платоновича. Однако сюжетная коллизия, связанная с путешествием героев в иные миры, и характер развития отношений между Михаилом Платоновичем и «прелестным» потусторонним существом позволяет заподозрить, что образ Сильфиды не так однозначен, а её роль в судьбе героя не столь уж и позитивна. В свете долгие годы существовавшего между Н. В. Гоголем и Одоевским творческого диалога, о котором не однажды уже писали исследователи русского романтизма, целесообразным представляется обращение к мистической повести «Вий», вышедшей двумя годами ранее «Сильфиды».
Ключевым для понимания образа стихийного духа становится полёт героев в потустороннем пространстве, с которым семантически соотносится сцена бешеной скачки Хомы Брута и прекрасной панночки. Обращает на себя внимание схожесть образов потустороннего мира, которые открываются перед героями Одоевского и Гоголя. Это путешествие позволяет получить новое знание об устройстве Вселенной, срывая покров мирского, обнажая потаенную, скрытую от простого человека сторону бытия. Очевидна и недвусмысленная эротическая подоплёка каждого из сюжетов. И в первом, и во втором случае проводником в этот таинственный мир становится женское существо. Сходство сюжетов «Вия» и «Сильфиды», где героиня неожиданно «оживает» под действием мистических сил, а затем стремится забрать жизнь у главного мужского персонажа, заставляет заподозрить в Сильфиде духа, отнюдь не дружелюбно настроенного. Герой Гоголя достаточно быстро почувствовал, что ночной полёт лишает его жизненных сил, и в борьбе с ведьмой он обращается к молитвам и заклятиям против духов. Михаил Платонович, напротив, полностью отдаётся во власть своей потусторонней избранницы, и это едва ли не приводит его к гибели. Знакомство с ведьмой оканчивается для Хомы Брута смертью. Михаилу Платоновичу удаётся сохранить свою жизнь, однако вернуться к прежнему, «человеческому» существованию он уже не сможет, всё сильнее оказываясь во власти биологического, природного: «падай! падай!». Хотя Сильфида, казалось бы, приносит в жизнь героя любовь, наслаждения, радость познания, она вместе с тем требует от него сорвать «хладную оболочку», чтобы перенести его в мир иной, лишить жизни.
«Сильфида» неслучайно должна была войти в неоконченный цикл «Повести о том, как опасно человеку водиться со стихийными духами». Опасность такого сближения с миром потустороннего Одоевский, вероятно, и стремился подчеркнуть, отсылая к Гоголю.