XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Синтаксический анализ при восприятии на слух сложных грамматических конструкций: данные русского языка

Артём Владмирович Новожилов
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Психолингвистика (онлайн)
2022-04-21
17:50 - 18:10

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено изучению процессов синтаксической обработки: разработан тест, направленный на оценку способности к обработке сложных конструкций русского языка. Это первый тест такого типа на русском языке. В ходе анализа научной литературы было отобрано шесть типов конструкций, представляющих сложность для обработки в русском или в других языках: конструкции с причастным оборотом, конструкции с объектным придаточным, темпоральные, локативные, сравнительные конструкции.
Тест может использоваться для оценки грамматических компетенций взрослых носителей.

Тезисы

Многочисленные исследования продемонстрировали значительную роль индивидуальных различий при синтаксической обработке. Оценка таких способностей включена во многие клинические тесты на разных языках, а также в тесты для изучающих иностранный язык, но на сегодняшний день разработано очень немного инструментов для оценки грамматических компетенций здоровых взрослых носителей языка. Мы исследуем процесс синтаксического анализа при восприятии русской речи на слух с целью выявить сложные для понимания грамматические конструкции, в дальнейшем они могут быть использованы при создании инструмента для оценки грамматических компетенций.
Было подобрано 60 однозначных грамматически сложных предложений, включающих следующие конструкции: сравнительные («Шерстяная юбка длиннее шелковой, но короче льняной»), причастные «На рассвете казнили фаворитку королевы, обожавшей плести интриги», локативные («Пассажир спрятал в серый ящик кожаный чемодан»), конструкции с объектно-определительными («Свидетель, которого упомянул истец, вскочил со своего места») и временными придаточными («Перед тем как Толя пропылесосит пол, Юля выгуляет собаку»). Кроме этого, было подобрано 40 простых предложений — филлеров.
Предложения были прочитаны вслух диктором — носителем русского языка, с обычной громкостью и скоростью.
 Участникам эксперимента предъявлялась аудиозапись предложения, за которой следовал вопрос на понимание («Какая юбка длиннее всех?», «Кто плел интриги?», «Ящик в чемодане или чемодан в ящике?», «Кто был упомянут?», «Что произойдет раньше?»). Прослушать запись можно было только один раз. Оценивалось количество правильных ответов на вопросы и скорость обдумывания этих ответов.
В исследовании приняли участие 120 носителей русского языка 18
–65  лет. Доля верных ответов для целевых фраз — 50–80%, «эффект потолка» не выявлен; 2) наиболее сложная для понимания конструкция — причастная, наиболее простая — временная; 3) время обдумывания ответа в среднем 4520 мс, дольше всего обдумываются сравнительные конструкции, быстрее всего — причастные.