XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Современная интерпретация мифа об Ундине в фильме К. Петцольда «Ундина»

Мария Максимовна Стрижак
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Литература в междисциплинарной перспективе (онлайн)
2022-04-22
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Работа посвящена современной интерпретации мифа об Ундине в фильме Кристиана Петцольда «Ундина» (2020 г.). В докладе рассматривается диахроническое развитие образа Ундины. Автор работы опирается на представление Р. Барта о мифе как о семиологической системе, а также обращается к методике В. Я. Проппа. В связи с этим был выполнен сравнительно-типологический анализ  образа Ундины в фильме Петцольда и одноименной повести Ф. Ла Мотт Фуке (1811 г.). На основании полученных данных было выявлено, что образ Ундины стремительно менялся, несмотря на сохранение некоторых элементов первичного мифа.

Тезисы

Современные авторы, создавая оригинальные произведения,  нередко обращаются к мифологии. Так, в 2020 г. вышел фильм К. Петцольда «Ундина», который является современной интерпретацией мифа о водной деве. По словам режиссера, фильм вдохновлен более поздней интерпретацией мифа — сказочной повестью представителя немецкого романтизма Ф. Ла Мотт Фуке «Ундина».
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью определить и детально изучить механизм реализации древнего мифа в современном произведении. В связи с этим выделяются следующие задачи: изучить понятие мифа; описать образ Ундины в мифологии; рассмотреть особенности реализации мифа об Ундине у немецких авторов, начиная со Средневековья и заканчивая нашим временем; сконструировать семиологическую систему мифа об Ундине; провести сравнительно-типологический анализ мифологического образа Ундины в фильме Петцольда и повести Ла Мотт Фуке.
Объектом исследования является реализация мифа об Ундине в художественном тексте и кинематографе. Предметом исследования являются литературные и кинематографические приемы, используемые авторами для реализации мифа об Ундине в художественных произведения, а также контекст, влияющий на восприятие читателями данного мифа. Теоретическую базу для исследования составили такие работы, как «Мифологии» Р. Барта, «Диалектика мифа» А. Ф. Лосева, «Морфология волшебной сказки» В. Я. Проппа, «Миф и сказка» Е. М. Мелетинского. 
Выносятся следующие тезисы.
1) Данная работа настаивает на свободном анализе разных источников, именуемых реализациями мифа об Ундине, так как миф не привязан к форме и историчен.
2) Классический миф об Ундине, повесть Фуке, фильм Петцольда обладают идентичными морфологическими элементами.
3) Миф об Ундине можно представить в виде семиологической системы; значение мифа изменяется.
4) В диахронической перспективе образ Ундины приобретает больше действий героя.
5) Образ Ундины является один из центральных образов немецкой литературы, его трансформация отражает изменения культурно-общественной ситуации в Германии.