XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Гендерная проблематика в романе М. Дюрас «Голубые глаза, черные волосы»

Нелли Арменовна Маилян
Докладчик
магистрант 2 курса
Кубанский государственный университет

История зарубежных литератур (онлайн)
2022-04-21
15:50 - 16:05

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируется роман французской писательницы М. Дюрас «Голубые глаза, черные волосы» в контексте гендерной проблематики. Данная концепция направлена на изучение гендерной идентичности и кризиса телесности, а также связана с женской эмансипацией и «gender studies». В ходе работы были выявлены особенности отражения гендерной проблематики в вышеназванном романе. В докладе подчеркивается условное разделение персонажей на «он» и «она», упоминается о связи Дюрас с теорией нового романа; рассматриваются разные уровни конфликта как между женщиной и обществом, так и между полом и гендером.

Тезисы

В докладе утверждается принципиальное различие между понятиями гендер и пол: последний определяется природой, в то время как гендер — социумом. Под гендерной проблематикой понимается не только анализ «женского» вопроса, но и путь гендерного самоопределения. Именно к этой проблематике в своем творчестве обращается М. Дюрас, что позволяет рассмотреть ее роман «Голубые глаза, черные волосы» («Les yeux bleus cheveux noirs») с точки зрения гендерной проблематики.
Проведенный анализ позволил заключить, что изучаемый текст — это прежде всего роман о вечных поисках любви и правды. Образы героев размыты и неоднозначны, даже сюрреалистичны. Они весьма условно разделены на «он» и «она», т. е. у них нет ни имени, ни четкой автобиографии. В докладе отмечается, что подобное обстоятельство связано в т. ч. и с теорией нового романа («le nouveau roman»), к которому принято причислять Дюрас. Название романа французской писательницы определяет не только тон и стиль повествования, но и создает игру зрительными образами: цветовая палитра не обладает жизнеутверждающим характером, но характеризуется символичностью. 
Четкое обозначение половой принадлежности героев еще не определяет их подлинный «gender». В докладе утверждается, что проявление этого наблюдения можно проследить на примере мужского персонажа, который не лишен некоторой гендерной амбивалентности: он проходит сложный внутренний путь от привычной цисгендерности до красноречивой трансгендерности. В докладе делается вывод о том, что способность примерять множество «личин» как особенность персонажа позволяет герою познать себя. При этом особенность женского персонажа проявляется на уровне поиска своего истинного призвания. Так, проведенный анализ позволил выявить разные способы самопознания и гендерного самоопределения в тексте романа.
Женщина и общество — другая ключевая проблема романа, в которой можно выделить несколько уровней проявления. Проведенный анализ текста романа показал, что в диалогах героев, а также в комментариях актера неоднократно упоминается общество-диктатор, навязывающее женщинам определенную модель поведения. При этом героиня ощущает себя неполноценной, фрагментарной, уязвимой, а собственную телесность она воспринимает как нечто чужеродное.
Подобное отражение духа времени в поэтике Дюрас позволяет рассматривать роман «Голубые глаза, черные волосы» как своеобразный гимн меланхолии. На основе результатов проведенного анализа можно заключить, что пик безысходности персонажа достигается в финале романа: любовь застывает на фазе «невозможности», герои переживают кризис гендерной идентичности, но поиски истины вопреки всему продолжаются.