XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Дневник Фриды Кало в аспекте интермедиальности

Евгения Владимировна Погадаева
Докладчик
Пермский государственный национальный исследовательский университет

История зарубежных литератур (онлайн)
2022-04-21
15:05 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе приводятся основные результаты комплексного интермедиального анализа дневника Ф. Кало. Материалом доклада служит произведение художницы — гибридный медиум, который представляет собой синтез искусств: литературы, фотографии и изобразительного искусства. Визуальный и вербальный коды в дневнике Кало сливаются в единый организм. Анализ их взаимосвязи позволяет «вскрыть» глубинные смыслы, заложенные художницей в ее работе, а также наиболее полно понять авторский замысел Кало.

Тезисы

В последние годы дневник Ф. Кало изучается не только искусствоведами, но и психологами, историками, культурологами и литературоведами. Тем не менее, ни в российском, ни в зарубежном литературоведении комплексный интермедиальный анализ дневника художницы ранее не проводился. В докладе формулируется тезис о том, что дневник Кало обладает экспериментальной природой и представляет собой сплав различных жанров и форм выражения: он включает в себя отрывки, написанные в эпистолярном жанре, автобиографические фрагменты, воспоминания, лирические стихотворения, стихотворения в прозе, тексты, выполненные в технике потока сознания и автоматического письма, записи, написанные ритмической прозой. На страницах дневника можно также найти фотографии, коллажи, символы и образы из различных культур. Кроме того, дневник Кало изобилует цветовыми пятнами, рисунками, набросками. В ходе интермедиального анализа дневника Кало было установлено, что он является гибридным медиумом, представляющим собой синтез искусств: литературы, фотографии и изобразительного искусства. В результате анализа можно сделать вывод о том, что дневник Кало — мультимедиальное произведение, разнородные составляющие которого нельзя рассматривать отдельно друг от друга. При рассмотрении искусства фотографии, было выявлено, что в дневнике Кало этот медиум во всех случаях является частью коллажа и существует в единстве с живописью, графикой и литературой. Фотография в дневнике художницы может быть либо рычагом, подтолкнувшим Кало на создание на этой основе нового произведения, при этом фотография видоизменяется (Кало разрисовывает ее), либо фотография остается неизменной и входит в сложную аппликацию. Анализ показал, что во всех случаях фотография является частью сложного образа, составленного Кало. Рисунки в дневнике Кало также дополняют текст или ведут с ним диалог и представляют с ним неразрывное целое. При этом текст равным образом может «оживлять» статичные рисунки, придавая им динамику. Взаимосвязь вербального и визуального кодов, таким образом, формирует многоуровневые образы. При рассмотрении текста и изображения в совокупности было выявлено, что текст и рисунок наполняются новыми смыслами, которые теряются при их раздельном анализе. Кроме того, Кало в дневнике использует прием синестезии, с помощью которого она активизирует чувственно-образное восприятие читателя, пробуждает его межчувственное воображение. Проведенный анализ показал, что важную роль в дневнике Кало играет цвет, который несет в себе смысловую нагрузку. Цвет используется Фридой для акцентирования внимания на важных моментах, он выполняет экспрессивную функцию и не может быть рассмотрен в отрыве от текста.