XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Идеи сравнительной философии в романе В. О. Пелевина «Жизнь насекомых»

Мария Александровна Шемякина
Докладчик
студент 3 курса
Томский государственный университет

Русская литература: история (онлайн)
2022-04-20
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе устанавливается, что способ художественного миромоделирования в произведениях В. О. Пелевина основан на философском конструировании. На разных уровнях поэтики присутствуют включения различных вторичных текстов, эксплицитно и имплицитно выражающих разнообразные философские концепции. Основываясь на идеях сравнительной философии, автор комбинирует идеи западных и восточных школ разных эпох для художественного выражения собственной концепции. Приводится типология философских идей, выраженных в романе «Жизнь насекомых», определяются их художественные функции.

Тезисы

Цель доклада — определение философских основ художественного мышления В. О. Пелевина. Материал исследования — роман Пелевина «Жизнь насекомых» (1993). В ходе исследования устанавливается, что способ моделирования художественного мира в произведениях Пелевина — это философское конструирование, которое А. М. Пятигорский выделяет как самостоятельный тип философской рефлексии («литературная философия»). Конструирование художественного мира романа воссоздает механизм взаимодействия реальности и сознания. Это позволяет утверждать, что ядро философской системы Пелевина — проблема соотношения онтологического и антропологического.
Философское конструирование проявляется, во-первых, в структуре всех уровней поэтики, т. к. цель художественного миромоделирования — выражение авторской концепции. Во-вторых, философское конструирование проявляется в системе вторичных текстов, эксплицитно и имплицитно отсылающих к идеям западных и восточных философских школ разных эпох от древности до современности. В результате исследования систематизированы и типологизированы традиционные идеи различных философских систем, включенных в роман «Жизнь насекомых», определены их эстетические функции. Делается вывод о том, что принципы сравнительной философии позволяют выстроить художественное высказывание как авторскую философскую систему и как метаразмышление о мировом процессе философской рефлексии.