XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Описание любовного чувства в греческом рыцарском романе ΧΙΙΙ–ΧΙV вв.: синтез трех жанровых форм

Яна Витальевна Борисова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Балканистика. Византинистика. Неоэллинистика (онлайн)
2022-04-23
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются источники влияния на изображение любовного чувства в греческом рыцарском романе ΧΙΙΙΧΙV вв. С одной стороны, произведения этого жанра создавались в подражание западноевропейским образцам. С другой, роман является продолжением эллинистическо-византийского любовного повествования, испытавшим влияние народноязычной поэзии. Как и в предшествующем жанре, изображение любовного чувства является не только сюжетнообразующим элементом, но и важным идейным аспектом, передающим умонастроения жителей Византии.

Тезисы

Греческий рыцарский роман ΧΙΙΙ–ΧΙV вв. — явление византийской литературы, возникшее, с одной стороны, под влиянием разнообразного литературного окружения, с другой, в динамике с основанием в виде эллинистическо-византийского любовного повествования. В этой связи центральной темой в рассматриваемом жанре является любовь, что отображено и в сюжете, и в идейной составляющей произведения, связанной с текущими умонастроениями той эпохи. Предмет исследования — изображение любовного чувства в греческом рыцарском романе ΧΙΙΙ–ΧΙV вв., цель — изучение истоков его формирования с учетом испытанного влияния. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть историю развития жанра; 2) определить вектор изображения любовного чувства в предшествующих жанрах.
Византийский любовный роман XII в. основывается на традиции греческого любовного романа Ι–ΙV вв. и, несмотря на различные изменения, сохраняет многое от предшественника. Исследователи высказывали разные мнения — что обусловило интерес к греческому любовному роману прежней эпохи и, как следствие, его перерождению в виде византийского романа. Другим текстом, оказавшим сильное влияние на формирование рассматриваемого жанра, является византийский героический эпос X в. «Дигенис Акрит». Это произведение тоже испытало воздействие романов XII в., что заметно по мотивам, тону повествования и функциям действующих лиц. К влиянию литературной традиции Запада следует отнести французский куртуазный роман XIΙ–ΧΙΙΙ вв., в центре которого действует персонаж, стремящийся к идеальному образу куртуазного рыцаря. В греческом рыцарском романе ΧΙΙΙΧΙV вв., жанре, возникшем во время глубокого политического кризиса и вместе с тем культурного расцвета, звучит героическая тема, находит свое выражение ностальгия по минувшему благополучию, содержится обращение к народной тематике и мотиву любви, занимающему центральное место в повествовании, связанному, в том числе, с понятиями куртуазной любви.
Таким образом, можно утверждать, что психологическая линия в выражении любовного чувства является наследием эллинистическо-византийской традиции любовного романа, героическая составляющая восходит к греческому эпосу, прославляющему удаль воина, однако манера выражения чувств к избраннице и общие понятия о благородном поведении рыцаря-влюбленного приближены к образу западного рыцаря. Все это отражает увлечение западной культурой, интерес к народному духу и любовным переживаниям, занимающим мысли людей даже при драматических обстоятельствах.