XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Проблематика времени в поэтике Л. де Гонгора-и-Арготе

Надежда Валериевна Юткина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

История зарубежных литератур (онлайн)
2022-04-21
14:20 - 14:35

Ключевые слова, аннотация

В докладе выдвигается гипотеза о значимости роли хронотопа в поэзии Л. де Гонгора-и-Арготе (1561—1627). На основе проведенного анализа было выявлено, что употребление поэтом лексики с семантикой смертности/конечности создает эффект отрицания линейного хода времени. В докладе делается вывод о том, что время в поэтическом тексте предстает как вездесущий враг, а единственный способ победить его — это создать иной мир, в котором нет места смерти.

Тезисы

Целью доклада стало определение основных черт концепции времени в поэзии Л. де Гонгора-и-Арготе (1561—1627) на фоне эстетико-философских движений XVII в. в Испании. В рамках исследования были поставлены следующие задачи: определить частотность употребления лексики с темпоральной семантикой; проанализировать роль глагольных времен и форм; выявить эстетическую функцию единиц. Материалом для данного доклада послужили сонеты «К Луису де Бабиа» («A Luis de Babia»), «Не быть тебе мостом, Мансанарес» («Duélete de esa puente»), «На погребение герцогини Лермской» («En el sepulcro de la Duquesa de Lerma»), «Изменчивый нрав одного юнца» («La mudanza de hábito de cierto mancebo»), «К розе» («A una rosa»).
В ходе анализа было установлено, что метафорически плотное пространство в текстах — это пространство смерти, по М. Бланшо: зачастую напрямую незаявленная, ситуация «здесь и сейчас» воспринимается как нечто отрицательное, ведущее к гибели. В результате проведенного анализа делается вывод о том, что самым употребляемым корнем в сонетах становится корень -mort-. Количественный анализ дейктической лексики также показал, что наиболее частотны слова, несущие сему ограниченности человеческого бытия (напр., nacer, tiempo, hoy, morir).
Настоящее у Гонгоры находит выражение в кристаллизации хронотопа, когда миг неспособен перейти (transire) в статус прошлого, уступив будущему как «наследнику» praesens'a. Если будущее грамматически представлено, то оно либо обещает скорую гибель («A una rosa»), либо, появившись в бурлескном сонете, лишено светлой надежды, становясь при этом горькой насмешкой («La mudanza de habito de cierto mancebo»).
В результате анализа можно сделать вывод о том, что формы императива в сонетах имеют тенденцию использоваться в формулах предупреждения или совета. Лирический голос будто смотрит из ретроспекции и знает все наперед. Так возникает разрыв между временем грамматическим и природным.
В докладе делается вывод о том, что Гонгора создает новую концепцию времени как источника «темного» стиля. Нервное напряжение его лирики строится на интриге — посреднике между событиями частного человеческого опыта и ходом времени как выразителе универсального.