XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Обворожить» или «заворожить»? Разграничение однокоренных синонимов на занятиях РКИ

Алина Андреевна Галюк
Докладчик
преподаватель
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова

Лингвометодические основы РКИ (онлайн)
2022-04-21
12:40 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются когнитивно-дискурсивные свойства синонимичных лексем «заворожить» и «обворожить» в русском языке. Материалом исследования послужили данные толковых и синонимических словарей, результаты опроса носителей русского языка, контексты «Национального корпуса русского языка», источники интернета. На основе выявленных интегральных и дифференциальных признаков глаголов, а также смоделированных когнитивных моделей предлагается лингводидактический комментарий данных синонимов на занятиях с иностранными обучающимися.

Тезисы

Когнитивно-дискурсивный подход представляет собой метод исследования, направленный на выявление когнитивных и коммуникативных функций языковых единиц. При разграничении глагольных синонимов данный подход представляется оправданным, поскольку он позволяет определить степень синонимичности единиц, а также изучить лексемы на языковом, речевом, когнитивном и ситуативном уровне, т. е. представить комплексное описание единиц. Целью данного исследования явилось выявление в различных типах дискурса семантико-когнитивных особенностей глаголов заворожить и обворожить. Данные лексемы  однокоренные синонимы синонимического ряда с доминантой очаровать. Анализ включал в себя несколько этапов: на первом этапе были определены границы и объем исследуемой группировки, ядро и периферия ряда. На втором этапе проводилось исследование синонимов с позиции когнитивно-дискурсивного подхода с целью определения релевантных признаков глаголов, конструирования их когнитивных структур. Глаголы имеют сходства в деривационных свойствах, этимологической характеристике, в основаниях для формирования переносных значений. Различия обнаруживаются в функционировании лексем, в слотах когнитивного узла «способ воздействия», субъектно-объектных отношениях, наполнении когнитивных структур. Синоним заворожить предполагает корреляцию воздействия со зрительным восприятием человека, совместным эмоциональным переживанием. Это особенно ярко проявляется в публицистическом дискурсе при обсуждении выступлений, творчества, деятельности актеров. Дискурсивная характеристика имеет отражение в синтагматических свойствах единицы: субъект не имеет гендерной детерминации, объект представляет собой индивида или группу лиц. Обворожить часто функционирует в светской хронике при обсуждении внешнего вида популярных женщин. В данном типе дискурса в фрейме глагола отмечается вариативный узел «реакция пользователей», что не свойственно однокоренному синониму. Кроме того, лексема подразумевает гендерную дифференциацию субъекта, что отражается на наличии прототипического скрипта, подразумевающего создание романтических отношений. Указанные различия необходимо представлять в иностранной аудитории для разграничения синонимов, а также с целью демонстрации особенностей русской лингвокультуры. Делается вывод о необходимости лингводидактического комментария к анализируемым глаголам с учетом ситуативного и дискурсивного факторов, субъектно-объектных отношений единиц и их семантико-когнитивных характеристик в русском языке. Предлагается использование схем когнитивных моделей синонимов для систематизации сведений о свойствах лексических единиц.