XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Не надо. Я сама буду рОстить»: матери-одиночки в деревне

Анна Родионовна Гольник
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Фольклор и мифология, онлайн
2022-04-22
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

В ходе исследования рассматривался феномен матери-одиночки в деревне Архангельской области. Материалом данного исследования стали пять интервью, проведённых в деревне Сояна Архангельской области в ходе фольклорной экспедиции 2021 г. Предметом исследования стали нарративы женщин о сознательном отказе от брака и даже общения с мужчинами, от которых у них были дети. В ходе исследования были выявлены ценностные ориентиры, которые матери-одиночки выделяли в качестве важнейших для принятия решения о расставании с мужчиной. Было продемонстрировано изменение отношения деревенского сообщества к матери.

Тезисы

Материалом данного исследования стали пять интервью, проведённых в деревне Сояна Архангельской области в ходе фольклорной экспедиции 2021 г. Предметом исследования стали нарративы женщин о сознательном отказе от брака и даже общения с мужчинами, от которых у них были дети. В двух рассказах из пяти женщины отказывались от отношений с мужчиной до замужества, но когда уже знали, что ждут ребёнка. В обоих случаях причиной разрыва становилась измена мужчины.
В первом случае в нарративе о расставании заметна ориентация на нарратив матери информантки, которая тоже пережила расставание с мужчиной после рождения детей. Для информантки характерно выстраивание идентичности с помощью песен, исполняемых на вечёрках. Случай пережитой лично измены в её рассказах выводится как закономерность, характерная для любых отношений, и подкрепляется сюжетами песен. В нарративах эти аргументы обосновывают тактику избегания любых близких отношений с мужчинами. Одним из дополнительных обстоятельств данного биографического нарратива является инвалидность информантки, а среди реакций деревенского сообщества выделяется незаслуженная жестокость к матери-одиночке с инвалидностью. Во втором нарративе важнейшей причиной для принятия решения о самостоятельном воспитании ребёнка становится собственная воля. Отсутствие ориентации на мнение деревенского сообщества объясняется «прогрессивностью» колхозной деревни, что также отчасти выражалось в либеральном отношении к абортам.
В трёх других нарративах женщины принимали решение о расставании после замужества. Основной причиной было несоответствие между ожидаемым и реальным поведением мужчины (алкоголизм, измены). Примечательно, что в большинстве нарративов женщины подчёркивают свою агентивность в выборе сценария расставания с отцом ребенка и отказе ему в общении с ребёнком, однако на вопрос «Было ли желание со стороны отца общаться с ребёнком?» отвечают отрицательно. В представленных историях для женщин было важно, что именно они принимали решение о расставании с отцом своего ребёнка, что они ориентировались на свои желания и ценности. В зависимости от времени их поступок мог оцениваться деревенским сообществом по-разному, однако в каждом случае все практики заботы целиком ложились на женщину. Принятие роли матери-одиночки становилось своего рода служением, когда большая часть внимания уделялась ребёнку и стараниям, чтобы тот вырос не хуже, чем дети из полных семей. Отсутствие свободного времени из-за необходимости работать, чтобы обеспечить семью, наличие ребёнка, недоверие к мужчинам становились возможными причинами для отсутствия отношений с другими мужчинами в жизни матерей-одиночек.