XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Художественные формы мифологизации истории в романе А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»

Ирина Павловна Сапунова
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Русская литература: история (онлайн)
2022-04-20
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируется роман А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» (2000) в мифопоэтическом аспекте, определяется, какими художественными средствами создается мифологическая картина мира произведения. Рассматриваются образы персонажей, фольклорные жанры, деконструкция советской действительности, время и пространство.

Тезисы

Цель доклада — проанализировать художественные формы мифологизации истории, раскрывающие авторскую интерпретацию событий. Актуальность обусловлена тем, что в работе выявляется, как с помощью мифа писатель раскрывает судьбу ссыльной интеллигенции во второй половине XX в.
В работе описана мифологическая структура анализируемого романа, базовые компоненты которой можно охарактеризовать в следующем виде.
1) Образы героев, в которых проявляются черты мифологических героев. Так, дед Антон представлен в образе богатыря (он отличается силой), пророка (ему принадлежат пророческие высказывания, напр., о падении государства) и наставника (Леонид Львович, как Ментор, обучает Антона и грамоте, и письму, дает представления о различных науках, а также рассуждает с ним о культуре советского времени). Именно с помощью мифологемы пророка раскрывается, что думали о советской России некоторые из представителей интеллигенции и какую судьбу ей предсказывали.
2) Фольклорные жанры: используются военные песни, частушки, поговорки, однако с ними сосуществуют и тексты молитв. Подобно последним из могикан, семья Антона стремится сохранить свою культуру и веру в Бога.
3) Деконструкция советской действительности: писатель приводит мифы, возникшие в советский период (напр., миф о 28 панфиловцах), однако они развеиваются, в результате чего писатель вскрывает подлинную советскую действительность, которая противопоставляется реальности семьи Антона (живя в советский период, бабушка сохраняет традиции своей семьи, не уничтожает свою интеллигентность, но развивает ее в детях и внуках).
4) Время: писатель осмысляет советское время, однако сопоставляет его с будущим (современной Россией, где Антон является взрослым) и прошлым (императорской Россией), однако не стремится ответить на вопрос, когда было лучше, а сопоставляет события в трех временных измерениях. То есть наблюдается цикличность, характерная для мифа.
5) Пространство. В центре повествования находится город Чебачинск, в который семья Антона отправилась по собственному желанию. Он является неким Космосом, который характеризуется наличием границ. Космосу противопоставляется Хаос — Москва, а также вся остальная страна. Именно в этом Космосе царит гармония — семья Антона создает свой мир, сохраняет свои традиции, но и не забывает про Хаос, царящий вокруг.
В докладе рассматривается, как при помощи мифопоэтических приемов писатель раскрывает представления о советском времени, но главное — развенчивает миф о неспособности интеллигенции быть самостоятельной, показывая, как в рамках одной семьи старшее поколение, передавая традиции, воспитывая внуков и детей, способно сохранять историю и культуру своей семьи и свою идентичность.