XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Б. Поплавский и А. Белый: к вопросу о творческом методе

Мария Евгеньевна Тухто
Докладчик
магистрант 1 курса
МГУ им. М.В. Ломоносова

Русская литература: теория, поэтика (онлайн)
2022-04-21
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе проводится параллель между творческим методом Б. Поплавского и художественными установками А. Белого. «Трагический расщеп», характеризующий мировоззрение Белого, свойственен мышлению Поплавского и обусловливает противоречивость и разнообразие его творческих установок.
Мы приходим к выводу, что ярко выраженный ритмико-фонетический рисунок лирики Поплавского близок творческим экспериментам Белого в области поэтики и раскрывается в результате анализа, приемы которого были введены в литературоведческий оборот Белым.

Тезисы

Близость мировосприятия Б. Поплавского философским и литературоведческим увлечениям А. Белого, которую отмечают уже современники писателя, позволяет провести многочисленные параллели между их творчеством. Оба испытывают сильное влияние философии Ф. Ницше и А. Шопенгауэра, поэзии А. Рембо и старших символистов; оба изучают теорию музыки, экспериментируют в области синтаксиса, ритмики и звукописи. Схожесть творческого метода делает возможным применение литературоведческих теорий Белого — закона несовпадения ритма и метра, идеи чистого ритма и ритмического лейтмотива, а также пространственного восприятия звукописи — к поэтике Поплавского. Это позволяет выявить звуковые и ритмические закономерности в его произведениях, понять, по каким фонетическим принципам строится лирика Поплавского и на каких уровнях проявляется лейтмотивная техника в романе «Аполлон Безобразов». Уникальная методика Белого находит последовательное воплощение в творчестве писателя-эмигранта, едва ли знакомого с теоретическими статьями мэтра символизма.